01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

23 марта 1908 года родился Анатолий Васильевич Ляпидевский, участник спасения арктической экспедиции на пароходе «Челюскин», первый Герой Советского Союза

23.03.1908

Окончив школу морских летчиков, Анатолий Васильевич служил на Балтике строевым пилотом, а потом инструктором в Ейской школе морских летчиков. После увольнения в запас в 1933 году Ляпидевский перешел в Гражданский Воздушный флот, летал на сложных и опасных трассах Дальнего Востока и Арктики, проявив там высокое летное мастерство.

В конце февраля 1934 года Ляпидевский вместе 6-ю лучшими летчиками был включен в отряд по спасению терпящей бедствие экспедиции челюскинцев. Летать пришлось в пургу на 40-градусном морозе на самолете АНТ-4 с открытой кабиной среди бескрайних льдов. 5 марта 1934 года во время 30-го вылета Ляпидевский обнаружил экспедицию. Чудом приземлившись на крохотную площадку на льдине, он забрал 10 женщин и 2 детей, сумел взлететь и благополучно доставить их на Большую землю. В ходе следующего вылета экипаж Ляпидевского совершил вынужденную посадку, но сумел отремонтировать самолет и вернуться на аэродром. 42 дня(!) экипаж считался пропавшим без вести.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Анатолию Васильевичу и другим летчикам отряда 20 апреля 1934 года первым в истории было присвоено звание Героев Советского Союза, учрежденное 16 апреля 1934 года. Тогда Героям вручались грамота и орден Ленина. 1 августа 1939 года для Героев Советского Союза была учреждена медаль «Золотая Звезда». 4 ноября 1939 года Ляпидевскому вручили медаль «Золотая Звезда» № 1.

С 1935 года он вновь в рядах армии. В годы Великой Отечественной войны Анатолий Васильевич работал директором авиационного завода № 156, руководил отделом испытаний НИИ ВВС, был начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии в Заполярье. После войны генерал-майор Ляпидевский руководил КБ-25, принимавшим участие в создании водородной бомбы, в ходе испытаний получил большую дозу облучения.