Раздел: События | Новости музея

Авиационное вооружение Красной Армии: 1941–1945

18.04.2019

Накануне Дня Победы наш музей открыл небольшую экспозицию, которая достаточно полно отражает системы советского авиационного вооружения периода Великой Отечественной войны. Как только у человечества появились самолеты, то сразу возникла идея их военного использования. В Первую мировую войну (1914–1918 годы) самолеты стали грозным оружием, но их вооружение долго строилось на базе переделок и адаптации обычных пехотных пулеметов. Типичным образцом такого подхода к авиационному вооружению стал пулемет ПВ-1 (пулемет воздушный).

Пулемет ПВ-1 представлял из себя модернизацию станкового пулемета Максим с водяным охлаждением к установке на самолет и замене громоздкого и тяжелого кожуха с водяным охлаждением на систему воздушного охлаждения ствола во время стрельбы.

Пехотное оружие в воздушных боях к концу 1920-х годов стало неэффективным, этим пулеметам не хватало скорострельности, они с трудом размещались внутри самолетов, стала недостаточной пробивная и разрушающая способность пехотных боеприпасов.

К 1932 году Б. Г. Шпитальный совместно с опытным инженером-оружейником И. А. Комарицким (1891–1971) разработал оригинальный авиационный пулемет ШКАС с высокой скорострельностью до 1800 выстрелов в минуту.

Для пулемета ШКАС на базе штатного винтовочного патрона винтовки Мосина 7,62*54 мм были разработаны специальные патроны. В патронах ШКАС для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы (от 30 до 50 выстрелов в секунду) утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, увеличено усилие извлечения пули. Боеприпасы, предназначенные для пехотного оружия, в пулеметах ШКАС применяться не могли из-за недостаточной надежности. Боеприпасы к пулемету ШКАС стали первым в мире случаем разработки и производства патронов специально для авиации. Производство ШКАС продолжалось до 1945 года, было выпущено около 150 тысяч пулеметов.

Пулемет ШКАС имел феноменальную скорострельность, но для эффективного поражения в воздушных боях крупных и бронированных самолетов патрон калибра 7,62-мм был маловат. В 1936 году, используя принципиальную схему автоматики ШКАС, конструкторы Б. Г. Шпитальный и С. В. Владимиров разработали 20-мм автоматическую авиационную пушку ШВАК. Главным потребителем авиационных пушек ШВАК была советская истребительная авиация. ШВАК стояли на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и Пе-3. Пушка выпускалась до 1946 года, было изготовлено более 100 тысяч экземпляров 20-мм авиационной пушки ШВАК.

Для защиты от истребителей противника советские бомбардировщики и штурмовики были вооружены крупнокалиберными пулеметами, разработанными конструктором-оружейником М. Е. Березиным. 22 апреля 1941 года на вооружение ВВС РККА была принята турельная версия универсального пулемета Березина (УБТ).

Он устанавливался в отдельной кабине у стрелка-радиста на фюзеляжах большинства советских бомбардировщиков и штурмовиков: СБ, ПЕ-2, ЕР-2, ИЛ-2, ТУ-2, ИЛ-4, ПЕ-8. Пулемет Березина производился на Тульском оружейном заводе и на Ижевском машиностроительном заводе. В 1941 году было выпущено 6’300 пулеметов, в 1943 году – 43’690, в 1944 – 38’340, в 1945 году – 42’952.

В 1940 году тульскими конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым как средство борьбы с защищенными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2 была разработана 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23.

Со второй половины 1942 года начались массовые поставки пушек ВЯ-23, всего было произведено 64’655 штук ВЯ-23.

В ходе боев на фронтах Великой Отечественной войны выяснилось, что советские авиационные пушки калибра 20–23-мм эффективно поражали пехоту и легкую бронетехнику противника, но средние танки и САУ им были «не по зубам». 30 декабря 1942 года на вооружение была принята «37-мм авиационная пушка Нудельмана-Суранова-37 (НС-37)».

Этими пушками вооружались штурмовики Ил-2. Всего в 1942–1945 годы было изготовлено 6’833 пушки. Тяжелый и высокоскоростной снаряд увеличивал огневую мощь пушки, но относительно низкая скорострельность и сильная отдача затрудняли поражение цели, тем не менее эффективность действия пушек в боевой обстановке очень высоко оценивалась фронтовиками.

Экспозиция «Авиационное вооружение Великой Отечественной войны» дает практически исчерпывающую информацию обо всех пулеметно-пушечных системах, применявшихся нашими летчиками в 1941–1945 годы. Приходите посмотреть!

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49