05.10.2024
5 октября 1941 года начальники Подольских артиллерийского и пехотного училищ (ПАУ и ППУ) получили приказ о выдвижении курсантов на фронт
подробнее...
29.08.2024
29 августа 1920 года началась Бухарская операция Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе
подробнее... Смотреть все события

Раздел: События | Военно исторический календарь

18 января 1943 года в ходе операции «Искра» войска Волховского и Ленинградского фронтов взломали оборону противника и соединились на левом берегу Невы, прорвав блокаду Ленинграда

18.01.1943

В этот же день ГКО принял постановление № 2579с «О строительстве новой железнодорожной линии ст. Жихарево – ст. Шлиссельбург Октябрьской ж.д.». Начальником строительства был назначен выдающийся советский инженер Иван Георгиевич Зубков. Дорога шла по освобожденному побережью Ладожского озера, проходя на некоторых участках в 3–4 километрах от немецких артиллерийских позиций.

На строительство дороги длиной 33 км было отведено 20 суток. Работы велись в невероятно тяжелых условиях – по бездорожью, под постоянными вражескими артобстрелами, в сильные морозы. Для сокращения сроков строительства были использованы остатки насыпей узкоколеек Синявинских торфоразработок. Временный мост через Неву длиной 1300 м, опиравшийся на сваи, вбитые через лед в дно реки, был построен уже к 2 февраля, а 5 февраля была завершена укладка главного пути. На трассе было устроено 3 разъезда и проложены кабели связи.

Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы», она сыграла важнейшую роль в обороне Ленинграда. Регулярное движение поездов с грузами для Ленинграда по ней началось 6 февраля 1943 года и продолжалось вплоть до полного снятия блокады в 1944 году. Немцы отчаянно пытались нарушить сообщение Ленинграда с Большой землей постоянными бомбежками, артобстрелами, речными минами. Дорогу защищала зенитная артиллерия, поезда сопровождались платформами с зенитными пулеметами, использовались дымовые завесы, на реке были установлены боновые заграждения от мин.

Все работы по строительству и ремонту трассы, доставке грузов в Ленинград и на Большую землю сопровождались смертельным риском – очень многие железнодорожники, бойцы и командиры Красной Армии, гражданские рабочие отдали жизни за спасение ленинградцев и во имя общей Победы над врагом. Вечная память и низкий поклон за их беспримерный подвиг!