Раздел: Военно исторический календарь
18 января 1943 года в ходе операции «Искра» войска Волховского и Ленинградского фронтов взломали оборону противника и соединились на левом берегу Невы, прорвав блокаду Ленинграда
18.01.1943
Утром 18 января 1943 года в районе Рабочего поселка №–1 встретились 123-я–стрелковая бригада Ленинградского фронта и 372-я–дивизия Волховского фронта. Кольцо блокады было прорвано.
Примерно в это же время части Ленинградского фронта контратаковали в направлении на Рабочий поселок №–5. Началась наша контратака с подвига экипажа легкого танка Т-60 под командованием лейтенанта Дмитрия Осатюка из 61-й–танковой бригады. Он смог заманить три немецких танка на позиции советской артиллерии, в результате два танка было уничтожено. Оборона Рабочего поселка № 5 оказалась ослаблена, к 12–часам дня его удалось освободить.
Одновременно 61-й бронебатальон 61-й–танковой бригады, вооруженный бронемашинами БА-10, ворвался в Шлиссельбург.
За 18 января удалось не только прорвать кольцо блокады, но и существенно его расширить. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8–11 километров), политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. Была в кратчайшие сроки построена железная дорога, связавшая Ленинград с «большой землей», город-герой был вырван из тисков голода. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года.
В этот же день ГКО принял постановление № 2579с «О строительстве новой железнодорожной линии ст. Жихарево – ст. Шлиссельбург Октябрьской ж.д.». Начальником строительства был назначен выдающийся советский инженер Иван Георгиевич Зубков. Дорога шла по освобожденному побережью Ладожского озера, проходя на некоторых участках в 3–4 километрах от немецких артиллерийских позиций.
На строительство дороги длиной 33 км было отведено 20 суток. Работы велись в невероятно тяжелых условиях – по бездорожью, под постоянными вражескими артобстрелами, в сильные морозы. Для сокращения сроков строительства были использованы остатки насыпей узкоколеек Синявинских торфоразработок. Временный мост через Неву длиной 1300 м, опиравшийся на сваи, вбитые через лед в дно реки, был построен уже к 2 февраля, а 5 февраля была завершена укладка главного пути. На трассе было устроено 3 разъезда и проложены кабели связи.
Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы», она сыграла важнейшую роль в обороне Ленинграда. Регулярное движение поездов с грузами для Ленинграда по ней началось 6 февраля 1943 года и продолжалось вплоть до полного снятия блокады в 1944 году. Немцы отчаянно пытались нарушить сообщение Ленинграда с Большой землей постоянными бомбежками, артобстрелами, речными минами. Дорогу защищала зенитная артиллерия, поезда сопровождались платформами с зенитными пулеметами, использовались дымовые завесы, на реке были установлены боновые заграждения от мин.
Все работы по строительству и ремонту трассы, доставке грузов в Ленинград и на Большую землю сопровождались смертельным риском – очень многие железнодорожники, бойцы и командиры Красной Армии, гражданские рабочие отдали жизни за спасение ленинградцев и во имя общей Победы над врагом. Вечная память и низкий поклон за их беспримерный подвиг!