05.10.2024
5 октября 1941 года начальники Подольских артиллерийского и пехотного училищ (ПАУ и ППУ) получили приказ о выдвижении курсантов на фронт
подробнее...
29.08.2024
29 августа 1920 года началась Бухарская операция Красной Армии под командованием М. В. Фрунзе
подробнее... Смотреть все события

Раздел: События | Военно исторический календарь

6 февраля 1944 года В. М. Молотов подписал постановление ГКО № 5122сс «О восстановлении завода № 75 Наркомата танковой промышленности в г. Харькове и об организации на этом заводе производства тяжелых артиллерийских тягачей»

06.02.1944

Харьков был освобожден от немецких оккупантов 23 августа 1943 года, руководство нашей страны сразу приступило к работам по восстановлению крупного промышленного центра СССР. Заводом № 75 НКТП являлась площадка эвакуированного осенью 1941 года из Харькова в Нижний Тагил завода № 183, а также моторного завода № 75.

Завод № 75 предполагалось использовать для производства тяжелого артиллерийского тягача АТ-45. Создан он был под руководством Н. Г. Зубарева, базой для тягача послужил танк Т-34. По планам, к 1 апреля 1944 года предполагалось выпустить первые 10 тягачей данного типа, а к ноябрю довести ежемесячный объем производства до 50 штук. В АТ-45 нуждались как части, вооруженные орудиями большой мощности, так и танковые соединения. Новый тягач должен был заменить в войсках «Ворошиловец», который перестали выпускать осенью 1941 года.

Для завода выпуск АТ-45 стал крайне сложным заданием. Предстояло восстановить цеха, разрушенные войной. Кроме того, база Т-34 могла считаться таковой условно. На АТ-45 использовалась торсионная подвеска, таким образом технически тягач был ближе к новому танку Т-44, выпуск которого на тот момент еще не был отлажен. Первый образец АТ-45 собрали к концу мая 1944 года, а в июне изготовили еще 5 штук. Машины испытывали на полигонах, из них 2 отправилось на фронт, где их использовали как тягачи для 210-мм орудий Бр-17. Дальнейшее производство АТ-45 было остановлено, поскольку в июле 1944 года решили на заводе № 75 организовать выпуск танков Т-44. Наследником АТ-45 стал тягач АТ-Т, выпускавшийся с 1947 по 1979 годы.