Раздел: Военно исторический календарь
27 мая 1899 года родился конструктор двигателей Константин Федорович Челпан
27.05.1899
С 1924 года он работал на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ), занимаясь тепловозными двигателями. В 1928–1929 гг. Челпан стажировался в Германии и Великобритании, набирая опыт, который позже пригодился при создании отечественного дизельного двигателя. В 1932 году ХПЗ получил задание на разработку дизельного мотора, который должен был стать двигателем для танка БТ.
Разработку двигателя, получившего обозначение БД-2, возглавил начальник Дизельного отдела ХПЗ К. Ф. Челпан. Распространено заблуждение, что БД-2 изначально являлся авиационным двигателем, на самом деле БД-2 являлся именно танковым мотором. К нему предъявлялись жесткие требования по размерам и массе, поскольку он должен был иметь те же габариты, что и двигатель М-5 (Liberty L-12), который изначально ставился в БТ. За создание БД-2 в 1935 году Челпан был награжден Орденом Ленина.
Однако серийный выпуск мотора был сорван. Наверх уходила информация о том, что БД-2 прошел ресурсные испытания, но фактически он не выдерживал и 10 часов работы. В результате на руководителей ХПЗ обрушилась волна репрессий. Не избежал ее и руководитель разработки БД-2. Константин Федорович был обвинен в саботаже и 11 марта 1938 года расстрелян.
Его двигатель, после существенной доработки группой конструкторов, запустили в крупную серию 1 сентября 1939 года под наименованием В-2. Двигатель В-2 оказался очень удачным: надежным, простым в производстве и эксплуатации. Двигателями В-2 были оснащены ВСЕ советские средние и тяжелые танки, а также средние и тяжелые САУ, выпускавшиеся в годы Великой Отечественной войны. На базе В-2 создан целый ряд современных дизельных моторов, например, двигатель В-92. В настоящее время они находятся в серийном производстве и широко используются в современной бронетанковой технике, именно они приводят в движение танки Т-72 и Т-90.