Раздел: Военно исторический календарь
22 декабря 1930 года летчик-испытатель М. М. Громов впервые поднял в воздух тяжелый бомбардировщик ТБ-3
22.12.1930
Этот самолет был разработан под руководством выдающегося авиационного конструктора А. Н. Туполева. В начале 1930-х годов ТБ-3 был эталоном технического совершенства. Размеры бомбардировщика впечатляют даже сегодня: размах крыла – 39,5 м! При создании этого уникального самолета была разработана не только его конструкция, но и технология массового производства, всего было построено 819 этих машин.
Создание ТБ-3 началось в 1925 году. Самолет должен был доставлять 2 тонны бомб на расстояние 1500 км. Он задумывался как «летающая крепость», вооруженная 8 пулеметами калибра 7,62 мм. Опытный экземпляр построили с использованием американских двигателей, его первый полет состоялся 22 декабря 1930 года. В 1931 году ТБ-3 запустили в серийное производство, установив на самолет отечественные двигатели М-17. Максимальная грузоподъемность серийной машины составила 5 тонн.
На базе ТБ-3 был реализован интересный проект «Звено»: несколько истребителей-штурмовиков И-16 крепилось под крылья ТБ-3, потом в полете они отделялись от своего носителя. Таким образом сильно увеличивался радиус действия штурмовиков. Проводились эксперименты с десантированием с ТБ-3 плавающих танков Т-37А.
Максимальная скорость у ТБ-3 была всего 200 км/ч, при слабом оборонительном вооружении (8 пулеметов 7,62 мм) он в 1941 году для немецких истребителей, развивавших скорость более 600 км/ч, становился легкой добычей. С осени 1941 года ТБ-3 использовался только в качестве ночного бомбардировщика, а также как грузовой и десантный самолет, способный взять на борт до 35 солдат.
ТБ-3 должны были принять участие в Параде Победы 24 июня 1945 года, но из-за плохой погоды воздушная часть парада была отменена. С вооружения эти машины были сняты в 1946 году, часть из них передали в гражданскую авиацию.
Предлагаем Вашему вниманию 5-минутный фильм про ТБ-3, созданный специально для нашего музея.