01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

21 марта 1825 года родился Александр Федорович Можайский, русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель – пионер русской авиации

21.03.1825

А. Ф. Можайский родился в городе Роченсальме Выборгской губернии в семье потомственных моряков – его отец был адмиралом Российского флота. В январе 1841 года с отличием окончил Санкт-Петербургский морской кадетский корпус и получил назначение на Балтийский флот в чине мичмана, где служил до 1852 года. В 1853–1879 гг. Можайский участвовал в нескольких морских и сухопутных экспедициях. Во время многолетней службы на флоте Можайский часто наблюдал за полетом морских птиц и решил построить самолет.

Активные работы по созданию летательных аппаратов Можайский начал в середине 1870-х гг. Он сконструировал воздушного змея, который разгонялся с помощью конной тяги и совершил на нем два полета. Изобретатель пришел к правильному выводу о неподвижности крыла, о необходимости наклона крыла по отношению к горизонту, о необходимости «разбега» перед взлетом, установил зависимость подъемной силы от лобового сопротивления воздуха. Можайский первым предложил конструкцию самолета, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

В ноябре 1881 года Можайский первым в России получил патент на изобретение самолета. На личные средства и пожертвования им был создан аппарат с двумя паровыми двигателями, но их мощность оказалась недостаточной для горизонтального полета, а вес паровых двигателей был очень большим для самолета. В 1882 году был выполнен первый полет аэроплана Можайского на военном поле в Красном селе. Для испытаний была построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного помоста. Самолет оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние и сел (в разных источниках указывается разная длина полета – от нескольких метров до сотни). Полет был неустойчивым, самолет накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств.