01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

20 октября 1920 года родился летчик-истребитель, летчик-испытатель дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, человек необыкновенной храбрости и чести

20.10.1920

По матери Амет-Хан был крымским татарином, по отцу – лакец (дагестанский горец).

22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан Султан произвел несколько штурмовок на своем И-153, а к октябрю 1941 года летчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награжден орденом Красного Знамени.

Первый вражеский самолет (бомбардировщик «Юнкерс-88») он сбил тараном 31 мая 1942 года, защищая Ярославль.

В 1941–1942 гг. Амет-Хан успешно освоил все боевые возможности истребителей И-15, И-16, «Харрикейн», Як-1, Як-7б, а в 1943 году он начал воевать на «Аэрокобре». В освоении новой техники судьба явно благоволила к нему. В небе над Германией он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, сбив 29 апреля 1945 года под Берлином своего последнего противника – Fw-190.

За всю войну Амет-Хан провел 150 воздушных боев, в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 – в группе.

22 июня 1945 года 25-летний летчик становится дважды Героем СССР.

Его, как и многих других воздушных асов, направили на учебу в военную академию. Однако учеба не приносила ему удовлетворения, и Амет-Хан подал рапорт об уходе из академии и возвращении к летной работе. В феврале 1947 года он становится рядовым летчиком-испытателем.

Размеры этого материала не позволяют описать все героические поступки летчика-испытателя Амет-Хана, укажем только, что он освоил и испытал около 100(!) типов летательных аппаратов, несколько раз был на волоске от катастрофы. Осенью 1961 года он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Для испытателей это звание – высочайшая награда. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб во время испытательного полета. Он был героем на войне, он остался героем и после войны.