08.05.2024
8 мая 2024 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
подробнее...
18.04.2024
18 апреля 2024 года в музее открылась экспозиция «Невыученные уроки истории»
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военно исторический календарь

19 сентября 1951 года на вооружение Советской Армии была принята авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57

19.09.1951

Она стала первой серийной советской боевой машиной, созданной специально для воздушно-десантных войск.

История САУ для ВДВ началась еще в начале 1944 года, когда на Кировском заводе № 38 была разработана облегченная самоходка ОСУ-76. Установка в эту боевую машину орудия калибра 76-мм привела к тому, что ОСУ-76 оказалась слишком тяжелой для советских транспортных самолетов того времени, поэтому на вооружение ее не приняли.

Дальнейшие работы по созданию САУ для ВДВ передали на Мытищинский машиностроительный завод № 40. Проектирование самоходки для десантников возглавил Н. А. Астров, под руководством которого в годы войны были созданы легкие танки Т-60 и Т-70, а также САУ СУ-76. В течение 1948–1951 гг. активно велись конструкторские работы, проводились полигонные испытания, по результатам которых АСУ-57 была принята на вооружение и пошла в крупную серию.

Несмотря на то, что АСУ-57 не воевала в крупных конфликтах, она стала большой вехой в истории отечественной бронетехники. До появления АСУ-57 наши воздушно-десантные войска вооружались, в лучшем случае, адаптированными для них вариантами бронированных машин, изначально предназначенных для сухопутных войск. Эта машина сразу разрабатывалась, с учетом задач, стоявших перед десантными частями, а также возможностей, прежде всего по грузоподъемности, военно-транспортной авиации, имевшейся на тот момент в распоряжении ВДВ.

АСУ-57 экспонируется в Танковом корпусе нашего музея. Первая советская десантная самоходка прошла полный цикл реставрации, полностью интерьерно и экстерьерно укомплектована и находится в ходовом состоянии.