Раздел: Военно исторический календарь
19 декабря 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при Совнаркоме СССР № 443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 г.»
19.12.1939
Важность этого документа невозможно переоценить. На вооружение были приняты образцы техники, составившие основу бронетанковых сил Красной Армии в Великой Отечественной войне.
Становятся понятны и причины низкой эффективности советских танковых частей летом 1941 года. Абсолютно новая техника: моторы, коробки передач, ходовая часть, не успели избавить от «младенческих болезней», поэтому танки часто ломались с одной стороны, а с другой стороны понятно, что в заметных количествах новое оружие поступило в войска буквально «за день до войны», и танкисты Красной Армии не успели его освоить.
Итак, на вооружение были приняты:
1. Дизель-мотор В-2. Этим мотором были оснащены ВСЕ средние и тяжелые танки, а также ВСЕ самоходки, созданные на основе средних и тяжелых танков, во время Великой Отечественной войны. Правнуки легендарного мотора сегодня стоят на танках Т-72, Т-90, громящих неонацистов.
2. Тяжелый танк КВ. Не имел себе равных по вооружению и бронированию.
3. Танк Т-32. В январе 1940 года эту машину переименовали в Т-34. Т-34 стал самым массовым танком в истории и лучшим танком по соотношению стоимость / боевая эффективность во Второй мировой войне.
4. Танк БТ с дизельным мотором В-2. Этот танк известен под именем БТ-7М.
5. Артиллерийские тягачи СТ-2, СТЗ-5, Ворошиловец. Артиллерию изо всех сил переводили с конной тяги на механическую. Наша страна готовилась к тяжелой войне, руководство страны абсолютно верно спрогнозировало, что будущая война станет войной моторов, и определило стратегические важнейшие направления развития военной техники.
В Танковом корпусе Вы можете увидеть детища принятого 84 года назад документа: легкий танк БТ-7М, ранний танк Т-34 (на его броневых листах маркировки А-32), дизель-мотор В2.
Наиболее известна та часть постановления, которая посвящена принятию на вооружение танков Т-34 и КВ. Кроме запуска в производство легендарных танков это постановление дало зеленый свет целому ряду образцов военной техники.
Среди них был и ГАЗ-61 – первый советский серийный армейский внедорожник. Он был создан под руководством В. А. Грачева как командирский автомобиль. На момент создания ГАЗ-61 был одним из лучших автомобилей в своем классе.
Увы, на его пути встал целый ряд проблем, прежде всего производственных. После перепрофилирования моторного цеха ГАЗ на выпуск авиационных двигателей ГАЗ-61 оказался без силовой установки. Лишь к лету 1941 года моторное производство удалось восстановить. Далее началась война. Поскольку кузов фаэтон не освоили, выпускался ГАЗ-61 с кузовом седан (ГАЗ-61-73). Уже летом 1941 года стало понятно, что большой серии не будет. Заказ на 1941 год составил всего 200 машин, из которых за 1941 год построили около 150 штук.
ГАЗ-61 был машиной для маршалов и генералов. До наших дней сохранились единичные экземпляры этих машин. Одну из них можно видеть в корпусе «194–1945» нашего музея.
В их числе оказался и полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33, одним из идеологов создания которого был Н. С. Хрущев.
Идея ЗИС-33 заключалась в установке на грузовик ЗИС-5 быстро монтируемых приспособлений, которые превращали его в полугусеничную машину.
В 1940 году ЗИС-33 пошел в крупную серию, но в ходе эксплуатации, в том числе во время советско-финской войны 1939–1940 гг., выяснилось, что машина обладает целым рядом неустранимых недостатков. В 1941 году выпуск ЗИС-33 прекратился.
Ныне эти грузовики являются большой редкостью. Один из сохранившихся экземпляров ЗИС-33 вы можете видеть в экспозиции нашего музея на первом этаже в корпусе «1941–1945».