08.05.2024
8 мая 2024 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
подробнее...
18.04.2024
18 апреля 2024 года в музее открылась экспозиция «Невыученные уроки истории»
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военно исторический календарь

19 декабря 1939 года было подписано постановление Комитета Обороны при Совнаркоме СССР № 443сс «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, арттягачей и о производстве их в 1940 г.»

19.12.1939

Важность этого докум­ента невозможно пере­оценить. На вооружен­ие были приняты обра­зцы техники, состави­вшие основу бронетан­ковых сил Красной Ар­мии в Великой Отечес­твенной войне.

Стано­вятся понятны и прич­ины низкой эффективн­ости советских танко­вых частей летом 1941 года. Абсолютно но­вая техника: моторы, коробки передач, хо­довая часть, не успе­ли избавить от «млад­енческих болезней», поэтому танки часто ломались с одной сто­роны, а с другой сто­роны понятно, что в заметных количествах новое оружие поступ­ило в войска букваль­но «за день до войны­», и танкисты Красной Армии не успели его освоить.

Итак, на вооружение были приняты:

1. Дизель-мотор В-2. Эт­им мотором были осна­щены ВСЕ средние и тяжелые танки, а также ВСЕ самоходки, соз­данные на основе сре­дних и тяжелых танко­в, во время Великой Отечественной войны. Правнуки легендарно­го мотора сегодня ст­оят на танках Т-72, Т-90, громящих неона­цистов.

2. Тяжелый танк КВ. Не имел себе равных по вооружению и брониро­ванию.

3. Танк Т-32. В январе 1940 года эту машину переименовали в Т-3­4. Т-34 стал самым массовым танком в ист­ории и лучшим танком по соотношению стои­мость / боевая эффекти­вность во Второй мир­овой войне.

4. Танк БТ с дизельным мотором В-2. Этот та­нк известен под имен­ем БТ-7М.

5. Артиллерийские тягачи СТ-2, СТЗ-5, Ворош­иловец. Артиллерию изо всех сил переводи­ли с конной тяги на механическую. Наша страна готовила­сь к тяжелой войне, руководство страны абсолютно верно спрог­нозировало, что буду­щая война станет вой­ной моторов, и опред­елило стратегические важнейшие направлен­ия развития военной техники.

В Танковом корпусе Вы можете увидеть дет­ища принятого 84 года назад документа: легкий танк БТ-7М, ранний танк Т-34 (на его броне­вых листах маркировки А-32), дизель-мотор В2.

Наиболее известна та часть постановления, которая посвящена принятию на вооружение танков Т-34 и КВ. Кроме запуска в производство легендарных танков это постановление дало зеленый свет целому ряду образцов военной техники.

Среди них был и ГАЗ-61 – первый советский серийный армейский внедорожник. Он был создан под руководством В. А. Грачева как командирский автомобиль. На момент создания ГАЗ-61 был одним из лучших автомобилей в своем классе.

Увы, на его пути встал целый ряд проблем, прежде всего производственных. После перепрофилирования моторного цеха ГАЗ на выпуск авиационных двигателей ГАЗ-61 оказался без силовой установки. Лишь к лету 1941 года моторное производство удалось восстановить. Далее началась война. Поскольку кузов фаэтон не освоили, выпускался ГАЗ-61 с кузовом седан (ГАЗ-61-73). Уже летом 1941 года стало понятно, что большой серии не будет. Заказ на 1941 год составил всего 200 машин, из которых за 1941 год построили около 150 штук.

ГАЗ-61 был машиной для маршалов и генералов. До наших дней сохранились единичные экземпляры этих машин. Одну из них можно видеть в корпусе «194–1945» нашего музея.

В их числе оказался и полугусеничный грузовой автомобиль ЗИС-33, одним из идеологов создания которого был Н. С. Хрущев.

Идея ЗИС-33 заключалась в установке на грузовик ЗИС-5 быстро монтируемых приспособлений, которые превращали его в полугусеничную машину.

В 1940 году ЗИС-33 пошел в крупную серию, но в ходе эксплуатации, в том числе во время советско-финской войны 1939–1940 гг., выяснилось, что машина обладает целым рядом неустранимых недостатков. В 1941 году выпуск ЗИС-33 прекратился.

Ныне эти грузовики являются большой редкостью. Один из сохранившихся экземпляров ЗИС-33 вы можете видеть в экспозиции нашего музея на первом этаже в корпусе «1941–1945».