08.05.2024
8 мая 2024 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
подробнее...
18.04.2024
18 апреля 2024 года в музее открылась экспозиция «Невыученные уроки истории»
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военно исторический календарь

15 октября 1949 года были инициированы работы по созданию новой самоходной артиллерийской установки

15.10.1949

Данная САУ, получившая индекс Объект 416, стала первой отечественной гусеничной боевой машиной, в которой реализовали концепцию размещения всего экипажа в башне. Такую идею прорабатывали в нескольких странах, причиной был целый ряд требований, начиная с роста броневой защиты и заканчивая необходимостью снижения боевой массы.

Конструирование Объекта 416 проводило КБ завода № 75 под руководством Ф. А. Мостового. Мало кто знает, что ему предшествовала проработка танка Т-64 (первый вариант танка с таким обозначением). Его концепция сильно напоминала новую САУ. Боевая масса танка составляла 40 тонн, при этом он получал оппозитный мотор мощностью 800 лошадиных сил. Экипаж также весь размещался в башне. По ряду причин тот Т-64 реализовывать не стали, но при этом появился Объект 416. На сей раз создавался потенциальный сменщик СУ-100, который являлся альтернативой другой концепции – СУ-100П (Объект 105).

Как показали дальнейшие события, прекращение работ по Т-64 первого варианта было верным решением. По итогам испытаний опытного образца Объекта 416 выяснилось, что концепция размещения механика-водителя в башне имеет ряд неустранимых недостатков. Даже система с поворотной капсулой, благодаря которой механик-водитель продолжал смотреть строго вперед, не помогла: вести машину, находясь в башне, было крайне неудобно. По этой причине Объект 416 остался опытной разработкой и в серию не пошел. Похожие результаты получили и зарубежные машины аналогичной концепции.