01.04.2025
1 апреля 1958 года на авиазаводе № 1 в Куйбышеве (ныне завод «Прогресс», Самара) был создан опытно-серийный конструкторский отдел для запуска в серию Р-7
подробнее...
05.03.2025
5 марта 1953 года не стало одного из величайших руководителей нашей страны Иосифа Виссарионовича Сталина
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военная история России

10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе № 18 был выпущен первый серийный штурмовик Ил-2

10.03.1941

С развитием зенитной артиллерии и истребительной авиации удары бомбардировщиков по переднему краю стали приводить к большим потерям самолетов. Появилась концепция создания самолетов-штурмовиков, способных действовать в условиях плотного зенитного огня и обороняться от атак истребителей.

В СССР самый удачный самолет нового типа был создан под руководством С. В. Ильюшина. Прототипом знаменитого Ил-2 был БШ-2 (бронированный штурмовик), который совершил первый полет 2 октября 1939 года. Самолет имел революционные решения: пилоты находились в двухместной бронекапсуле, органы управления, двигатель, жизненно важные узлы самолета также бронировались. Чтобы выполнить требование заказчика по максимальной дальности полета, Ильюшин сделал штурмовик одноместным, а на месте стрелка-радиста появился дополнительный бензобак. 10 марта 1941 года началось серийное производство самолета.

На 22 июня 1941 года было выпущено 249 машин. Первые вылеты на штурмовку позиций врага Ил-2 совершили 25 июня – нанесли удары колоннам вражеской техники. Боевое применение Ил-2 выявило его главный недостаток – отсутствие стрелка позволяло вражеским истребителям безнаказанно атаковать штурмовик с задней полусферы. В 1941 году срок жизни Ил-2 составлял 5–7 боевых вылетов. С сентября 1942 года во все Ил-2 был возвращен стрелок. В конце войны срок жизни Ил-2 вырос до 40–50 боевых вылетов. Под крыльями Ил-2 появились реактивные снаряды РС-82 или РС-132 (как у БМ-13 «Катюша»), 100-кг авиабомбы ФАБ-100. Кумулятивные противотанковые авиабомбы ПТАБ вывели из строя огромное количество вражеской бронетехники. Непрерывный огонь нескольких Ил-2, «вставших в круг», наводил ужас на врага. «Черная смерть» и «летающий» танк – так называли Ил-2 в вермахте. Штурмовик поражал своей живучестью, иногда возвращаясь на аэродром с десятками пробитий. Ил-2 стал самым массовым в мире самолетом, было выпущено 36 000 штук.