Раздел: Военно исторический календарь
10 июля 1929 года начался конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД)
10.07.1929
Для СССР он стал крупнейшим после окончания Гражданской войны.
В 1897 году участок Транссиба от Читы до Владивостока в целях экономии решили построить по кратчайшему пути, через территорию северного Китая, заключив с китайцами договор многолетней аренды земли, так была создана КВЖД.
После Октябрьской революции 1917 года ранее принадлежавшая России железная дорога стала объектом с неопределенным правовым статусом. В мае 1924 года СССР и Китай подписали соглашение, в соответствии с которым КВЖД являлось совместным советско-китайским коммерческим предприятием с миноритарной долей китайцев.
С декабря 1928 года Китай начал себя вести откровенно агрессивно. 22 декабря была захвачена и обращена в китайскую собственность телефонная станция дороги в Харбине, проводились аресты советских граждан: к маю 1929 года их число перевалило за 2000 человек. 10 июля 1929 года китайцы фактически захватывают КВЖД.
6 августа 1929 года была создана 18-тысячная Особая Дальневосточная армия (ОДВА) с авиацией и танками под командованием Василия Блюхера, в противостоящей ей Мукденской армии было около 300 тысяч человек, вооруженных в основном холодным и легким стрелковым оружием.
12 октября части ОДВА начали Сунгарийскую наступательную операцию, 30 октября — Фугдинскую, а 17 ноября — Маньчжуро-Чжалайнорскую. Была окружена и разгромлена наиболее крупная и опасная группировка китайских войск на северо-западном участке КВЖД, непосредственно примыкающем к территории СССР. Разгром был сокрушительным: части ОДВА потеряли всего 123 человека убитыми и около 600 ранеными, китайские — свыше 1500 погибшими.
Уже 19 ноября китайская сторона начала настаивать на мирных переговорах. 22 декабря был подписан Хабаровский протокол, по которому СССР восстанавливал все свои права в отношении КВЖД, а Китай освобождал всех задержанных советских граждан и обязался ликвидировать все белоэмигрантские отряды в Маньчжурии.