Транспортер переднего края ЛуАЗ-967М

Официальное описание этой необычной машины такое: полноприводный плавающий автомобиль-транспортер особо малой грузоподъемности ЛуАЗ-967М.

В начале 1950-х годов для нужд Советской Армии был создан многоцелевой полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-69, тогда же появился узкоспециализированный плавающий автомобиль ГАЗ-46. Вместе с тем, возникла потребность в более легком автомобиле, который мог бы использоваться как подвозчик боеприпасов, как средство эвакуации раненых и схожих задач. Так в середине 1950-х гг. появилась тема, известная как транспортер переднего края (ТПК).

Работы по созданию ТПК возложили на Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Ведущим инженером по данному направлению стал Б. М. Фиттерман. ТПК первоначально разрабатывался совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом. Опытная машина получила обозначение НАМИ-032. Автомобиль имел непривычную компоновку. Водитель сидел по центру автомобиля, при этом рулевая колонка могла складываться. Таким образом, водитель мог ехать лежа. Слева и справа от него располагались носилки с ранеными. Автомобиль получил независимую торсионную подвеску и мотор от мотоцикла М-72. Кроме того, НАМИ-032 создавался как плавающий автомобиль. В ходе испытаний НАМИ-032 показал низкую надежность, но сама тема ТПК представляла большой интерес.

В начале 1960-х годов работы по созданию машины перенесли на Запорожский автомобильный завод «Коммунар». Связано это было с решением унифицировать машину с малолитражным легковым автомобилем ЗАЗ-965, также созданным под руководством Фиттермана. В конце 1961 года на испытания вышел ЗАЗ-967, далее построили еще несколько улучшенных образцов машины. В 1967 году было принято решение перенести выпуск ЗАЗ-967 и сельскохозяйственного ЗАЗ-969 на Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), при этом ЗАЗ-967 превратился в ЛуАЗ-967М.

Доводка конструкции автомобиля продолжалась до 1975 года, когда начался поточный выпуск машин. Всего за первый год удалось изготовить 155 легких полноприводных вездеходов. Далее их производство выросло до 500–600 штук в год. Представленный в нашем музее ТПК относится к наиболее массовой версии ЛуАЗ-967М, его выпуск начался в 1980 году. Эти автомобили производили до 1989 года, всего было изготовлено 7940 машин.

Основными задачами ЛуАЗ-967М была эвакуация раненых, подвоз боеприпасов, прорабатывался вопрос установки различного вооружения, включая автоматические гранатометы АГС-17. В штатную комплектацию машины входили специальные трапы-мостки для преодоления сложных препятствий. Некоторое количество таких машин в 2022–2025 гг. использовалось в зоне СВО. ЛуАЗ-967М можно назвать предшественником современных легких тактических машин.

Тактико-технические характеристики ЛуАЗ-967М

Мощность двигателя: 37 л. с.

Масса без нагрузки: 950 кг

Максимальная скорость: 75 км/ч

Грузоподъемность: 400 кг

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49