Мотоцикл ТИЗ АМ-600
В начале 1930-х годов перед молодым советским государством встал острый вопрос о насыщении Красной Армии мощными и надежными отечественными мотоциклами.
В целях экономии времени и средств на проектирование было решено воспользоваться иностранными разработками. В качестве прототипа для нового советского мотоцикла был взят английский мотоцикл BSA Sloper-500, появившийся на рынке в 1927 году. В сентябре 1935 года на Таганрогский инструментальный завод им. И. В. Сталина, который был выбран для производства будущего мотоцикла, был привезен комплект чертежей BSA Sloper-500. В течение одного месяца коллектив заводского КБ, во главе с талантливым инженером Я. В. Когановым, спроектировал мотоцикл, внеся значительные изменения в конструкцию рамы, передней вилки и колес по сравнению с BSA Sloper-500. Таганрогский мотоцикл получил название ТИЗ АМ-600.
1 мая 1936 года первые мотоциклы ТИЗ АМ-600 были торжественно представлены трудящимся города Таганрога на Первомайской демонстрации. Одноцилиндровый нижнеклапанный двигатель объемом 600 куб. см выдавал мощность 16,5 л. с. На тот момент это были самые мощные в стране мотоциклы. Модель АМ-600 являлась первой, которая имела четырехступенчатую коробку передач. ТИЗ АМ-600 интересен тем, что стал первым отечественным мотоциклом со взаимозаменяемыми колесами. 27 мая 1936 года нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе дал указание начать срочное серийное производство данных мотоциклов для нужд Красной Армии. В начале 1937 года было налажено производство мотоциклов ТИЗ АМ-600 с коляской.
Неприхотливый, мощный и прочный мотоцикл был тепло принят в Красной Армии и в спортивных организациях. Оказалось, что ТИЗ АМ-600 прекрасно работает на низкооктановых бензинах и низкосортных маслах и хорошо приспособлен к полевому ремонту силами экипажей. Прочная рама могла вынести до 350 кг посторонней нагрузки, что позволяло оснастить мотоцикл мощным пулеметным вооружением. Даже водитель имел на руле специальную турель для установки 7,62-мм пулемета ДТ и мог стрелять на ходу. Созданный для армейских нужд мотоцикл ТИЗ АМ-600 активно эксплуатировался в мотоциклетных частях и подразделениях РККА, участвовал в учениях и парадах. В ходе советско-финской войны в 1939–1940 годы ТИЗ подтвердил свою репутацию надежного и долговечного мотоцикла, однако для преодоления глубокого снега мотоциклу уже не хватало мощности мотора.
В начальный период Великой Отечественной войны ТИЗ АМ-600 был основой наших мотоциклетных частей, выполняя боевые задачи в полном объеме. Осенью 1941 года Таганрогский инструментальный завод был эвакуирован в Тюмень, где до 1943 года было собрано еще 640 мотоциклов ТИЗ АМ-600. После 1943 года ТИЗы не выпускались. К этому времени на заводах в Ирбите и Горьком уже было налажено производство более совершенной машины М-72, и иметь параллельно с ней в армии мотоцикл образца конца 1920-х годов было неоправданно.
Тактико-технические характеристики ТИЗ АМ-600
Масса мотоцикла: 185 кг
Двигатель: одноцилиндровый, объемом 595 куб. см, мощностью 16,5 л. с.
Емкость бака: 17 литров
Расход топлива: 5,7 литров на 100 км
Максимальная скорость: 95 км/ч