Советский средний танк Т-54 образца 1946 г.
Осенью 1944 года КБ-520 завода № 183 (Уралвагонзавод, Нижний Тагил) под руководством А. А. Морозова разработало проект модернизации среднего танка Т-44, получивший обозначение Т-44Б. Проект был утвержден 1 ноября 1944 года в Главном бронетанковом управлении Красной Армии и Наркомате танковой промышленности, машина получила наименование Т-54. Опытный образец Т-54 изготовили в феврале 1945 года, после чего его подвергли испытаниям. Испытания он выдержал, но комиссия составила большой список замечаний по улучшению машины.
С 1945 по 1947 годы было изготовлено 6 опытных образцов машины, каждый из которых чем-то отличался. В 1946 году боевая масса выросла до 39 тонн, в связи с чем пришлось облегчать конструкцию машины. Тем не менее, 29 апреля 1946 года было принято постановление Совета министров СССР № 960-402сс о принятии Т-54 на вооружение Советской Армии. В феврале 1947 года заводом № 183 был изготовлен шестой опытный образец машины. Боевая масса снизилась до 36 тонн, изменилась форма башни, было внесено много других переделок. В апреле 1947 года было изготовлено два танка для государственных испытаний, которые одновременно стали первыми серийными Т-54. Полноценное серийное производство началось с июня 1947 года, за 1947 год произвели всего 22 танка.
Т-54 представлял собой дальнейшее развитие среднего танка Т-44. При его создании главными направлениями стали улучшение броневой защиты, а также усиление вооружения. В качестве вооружения использовалась 100-мм пушка Д-10Т. С ней был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43, еще два таких пулемета установили на крыльях корпуса. Броня танка защищала от фронтального огня немецкой 88-мм пушки Pak 43, которая ставилась на САУ «Фердинанд» и на тяжелый танк «Королевский Тигр». На момент создания Т-54 являлся лучшим средним танком в мире.
Основной объем выпуска данной версии Т-54 пришелся на 1948 год. За это время построили 593 танка данного типа, из них 285 на заводе № 183 (Нижний Тагил), 218 на заводе № 75 (Харьков) и 90 на заводе № 174 (Омск). Эксплуатация в войсках выявила массу недостатков: удельное давление на грунт оказалось слишком высоким, пулеметы на крыльях часто срывало, имелись и другие претензии. В результате в феврале 1949 года последовал приказ о приостановке выпуска Т-54. Всего же за все время сдали 711 танков Т-54 образца 1946 г. Они неоднократно проходили модернизацию, но использовались в качестве учебных танков. До нашего времени таких машин сохранилось всего несколько штук.
Тактико-технические характеристики среднего танка Т-54 образца 1946 г.
Боевая масса: 36 т
Экипаж: 4 человека
Вооружение | |
Калибр и марка пушки: | 100-мм Д-10Т |
3 пулемета: | 7,62-мм СГ-43 |
1 пулемет: | 12,7-мм ДШКМ |
Двигатель: дизель В-54 мощностью 520 л. с.
Максимальная скорость: 48 км/ч