Мотоцикл ПМЗ-А-750

ПМЗ-А-750 – первый советский тяжелый мотоцикл. Выпускался серийно с 1934 по 1939 год на Подольском механическом заводе (ПМЗ). Всего было выпущено 4’636 экземпляров.

Сборка первых трех мотоциклов ПМЗ Апрель 1935

В конце 1931 года московский Научный автотракторный институт (НАТИ) получил задание на разработку тяжелого армейского мотоцикла получившего название НАТИ-А-750. Возглавил эту работу Петр Владимирович Можаров. В качестве прототипа конструкции ходовой части использовался мотоцикл BMW. За базу двигателя избран V-образный нижнеклапанный 750-кубовый образец Harley-Davidson. Трехступенчатая коробка передач крепилась непосредственно к двигателю, соединяясь с ним шестеренчатым приводом, и имела ручной механизм переключения. Крутящий момент передавался на заднее колесо с помощью цепи. Мотоцикл получился передовым по заложенным в него идеям. Это единственный довоенный советский мотоцикл, имевший замок зажигания и приборный щиток. Его система зажигания содержала аккумулятор и генератор постоянного тока. В 1932 году Можаров с коллегами прибыл в Ижевск в Технические мастерские при «Иж-стальзаводе», где началась постройка партии мотоциклов НАТИ-А-750. Весной 1933 года четыре мотоцикла с колясками успешно совершили испытательный пробег по маршруту Сарапул – Горький – Москва.

Серийное изготовление тяжелых мотоциклов решили разместить под Москвой, на Подольском механическом заводе (ПМЗ), куда был направлен Можаров с задачей наладить мотопроизводство. Задание было труднейшим, поскольку завод специализировался на выпуске швейных машин, на предприятии отсутствовало главное – прессовое оборудование, необходимое для изготовления ходовой части. В феврале 1934 года был готов первый мотоцикл – еще не способный двигаться самостоятельно, но уже собранный из узлов, изготовленных непосредственно на ПМЗ, а не на смежных предприятиях. В марте 1934 года Можаров погиб, работы по постановке опытной модели в производство завершались уже без него. Производство мотоциклов налаживалось с большим трудом. К июлю 1934 года были готовы первые десять тяжелых мотоциклов, которым дали новое название: ПМЗ-А-750. В июле девять из них продемонстрировали наркому Серго Орджоникидзе. Узнав, что в следующем году работники подольского завода собираются изготовить 500 таких машин, он возразил: «Таких мотоциклов необходимо выпустить не менее полутора тысяч!»

ПМЗ-А-750 нашел применение не только в Красной Армии, но и на гражданской службе и спортивных секциях, где при должном уходе считался надежной и прочной машиной. Но, к сожалению, из-за довольно низкой технической грамотности значительной части водителей, эксплуатировавших мотоцикл частным порядком, считалась весьма «машиной капризной и недоведенной». Многочисленные производственные трудности в итоге привели к тому, что в 1939 году мотоцикл был снят с производства. Думается, что если бы не трагическая смерть Петра Можарова, то судьба этого мотоцикла могла бы быть совсем иной.

Тактико-технические характеристики мотоцикла ПМЗ-А-750

Вес без коляски: 225 кг

Двигатель 2-х цилиндровый, V-образный, 4-х тактный
Рабочий объем: 750 см³
Мощность двигателя: 14 л. с. при 3700 об. в мин.

Максимальная скорость: 90 км/ч
Емкость топливного бака: 21 л
Расход горючего: 6 л на 100 км

Транспортные средства

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49