Бронетранспортер БТР-60
К началу 50-х годов ХХ века Советская Армия уже имела на вооружении бронетранспортеры отечественного производства: двухосный БТР-40 и трехосный БТР-152. Они были просты в конструкции, надежны и неприхотливы в эксплуатации. Однако у этих колесных машин был один серьезный недостаток – невысокая проходимость. Они хорошо двигались по твердому грунту, но самостоятельно преодолеть окопы или траншеи не могли. Плавать БТР-40 и БТР-152 также не умели. Любая река становилась для них непреодолимым препятствием. Для обеспечения маневренных, наступательных операций мотострелковых частей на территории Восточной Европы, с ее густой речной сетью, требовались бронетранспортеры, способные переправляться через любые водные преграды с ходу, без каких-либо задержек и дополнительной подготовки.
Зимой 1956 года ОКБ Горьковского автозавода, под руководством начальника ОКБ В. А. Дедкова, приступило к разработке нового плавающего бронетранспортера под заводским индексом ГАЗ-49. В. А. Дедков имел большой опыт проектирования. В годы Великой Отечественной войны В. А. Дедков совместно с А. А. Липгартом, Н. А. Астровым и В. А. Грачевым принимал участие в разработке легких танков Т-60, Т-70, Т-80, бронеавтомобилей БА-64 и Б-64Б, самоходки СУ-76. В 1951 году за разработку БТР-40 В. А. Дедкову была присуждена Сталинская премия.
Главное условие, которое выдвигали военные заказчики, было придание ГАЗ-49 плавучести и возможности самостоятельного движения по воде. Первоначально предлагалось создать плавающую модификацию БТР-40, оснастив базовую модель герметичным корпусом и водометным движителем. В итоге получилась БРДМ-1, которая для преодоления рвов и траншей имела две пары дополнительных опускающихся колес в средней части кузова. Испытания БРДМ-1 подтвердили – новый бронетранспортер-амфибия должен иметь восьмиколесную схему, противопульную броню и систему подкачки шин. Военные заказчики с удовлетворением приняли БРДМ-1, но им требовался бронетранспортер, способный вместить не менее 10 солдат.
По требованию заказчиков, разработчики удлинили и расширили корпус ГАЗ-49, поставив его на восемь основных колес. Однако тут возникла проблема – стандартный бензиновый двигатель от БРДМ-1 мощностью в 85 л. с. оказался слишком слабым для новой 10-ти тонной машины. Для решения этой задачи разработчики пытались установить на ГАЗ-49 дизельный двигатель ЯАЗ-206Б, мощностью в 205 л. с., но он оказался слишком тяжелым для сравнительно легкого бронетранспортера. Тогда В. А. Дедков использовал свой военный опыт по проектированию САУ СУ-76 и решил устанавливать сразу два рядных шестицилиндровых бензиновых двигателя ГАЗ-40П и две трансмиссии. Как и на ранних модификациях СУ-76, двигатели ГАЗ-40П стояли по разным бортам бронетранспортера, однако не имели механической связи друг с другом. Каждый двигатель вращал свою пару мостов, имея свою независимую трансмиссию. Для передвижения по воде применен водометный двигатель.
Осенью 1959 года бронетранспортер ГАЗ-49 со сдвоенной силовой установкой был представлен заказчикам из Министерства обороны. Военные сразу одобрили проект, так как при наличии двух двигателей живучесть машины повышалась в два раза. 13-го ноября 1959 года бронетранспортер ГАЗ-49 был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60 П (плавающий). Серийное производство БТР-60 началось в 1960 году на Горьковском автомобильном заводе. В 1966 году БТР-60 П прошел модернизацию, получив бронированную крышу на корпус и башню от БРДМ-2, вооруженную 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Модернизированный бронетранспортер получил новый индекс БТР-60 ПБ. В этой модификации БТР-60 выпускался до 1976 года на ГАЗе и до 1987 года на других заводах. По оценкам российских историков общий выпуск БТР-60 в разных модификациях составил более 10 000 машин.
БТР-60 принимал участие в пограничном конфликте на острове Даманском (1969 г.), в Афганской войне (1979–1989 гг.), в конфликтах на постсоветском пространстве (по настоящее время). В 60-х и 70-х годах ХХ века СССР массово экспортировал БТР-60 в азиатские, африканские и латиноамериканские развивающиеся страны, где они участвовали в многочисленных войнах и конфликтах. На данный момент БТР-60 остаются на вооружении армий и военизированных группировок 48 стран.
БТР-60 обладает прекрасным потенциалом для развития и модернизации. На его базе в СССР были созданы БТР-70 и БТР-80, многочисленные модернизации проводились в странах Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.
Масса: 10,2 т
Экипаж: 2 человека
Десант: 8 человек
Размеры | |
Длина корпуса: | 7560 мм |
Ширина корпуса: | 2830 мм |
Высота по крыше корпуса: | 2420 мм |
Вооружение | |
Пулемет 14,5-мм КПВТ | 500 патронов |
Пулемет 7,62-мм ПКТ | 2000 патронов |
Бронирование: дифференциальное от 5 до 11 мм
Двигатели: два рядных бензиновых 6-цилиндровых двигателя ГАЗ-40 П
Мощность двигателей: 2х90 л. с.
Скорость: по шоссе – 80 км/ч; на плаву – 9 км/ч
Запас хода по шоссе: 500 км