Боевая машина десантная БМД-1

Работы по созданию БМД-1 были начаты в 1964 году по инициативе командующего воздушно-десантными войсками В. Ф. Маргелова. «Крылатой пехоте» нужна была транспортно-боевая машина, способная к парашютному десантированию и молниеносному вступлению в бой сразу после приземления. Наибольших успехов в конструкторских разработках достигло ОКБ Волгоградского тракторного завода под руководством конструктора И. В. Гавалова. При разработке Объекта 915 (БМД-1) применялся ряд нестандартных инженерных решений. Для облегчения общего веса машины дифференцированная броня корпуса была изготовлена из броневого алюминиевого сплава АТБ-101. Лобовые листы способны выдержать воздействие 12,7-мм пуль. Компактный дизель мощностью 240 л. с. обеспечивал высокую удельную мощность в 32,5 л. с. на одну тонну. Также Объект 915 имел водометные двигатели для преодоления водных преград. Весной 1969 года Объект 915 приняли на вооружение Советской Армии под обозначением Боевая машина десантная (БМД-1). Выпуском БМД-1 занимался Волгоградский тракторный завод, который с 1969 по 1987 год изготовил около 3 800 данных боевых машин. На базе БМД-1 был разработан и выпускался десантный бронетранспортер БТР-Д.

БМД-1 вооружена 73-мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром». В боекомплект входят кумулятивные выстрелы с бронепробиваемостью 300 мм на дистанции до 1 300 метров и осколочные выстрелы. Боекомплект орудия составляют 40 выстрелов, размещенных на вращающемся конвейере и подающихся на линию заряжания посредством электрического привода. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Пулеметный боекомплект составляют 4 000 патронов. Для поражения бронированных целей на дальности от 1 300 до 3 000 метров имеется бортовой ПТРК «Малютка» с бронепробиваемостью штатной управляемой ракетой 9М14 до 400 мм.

Боевой расчет машины состоит из семи человек: командира, механика-водителя и пулеметчика, находящихся в отделении управления; наводчика-оператора, находящегося в башне; стрелка, гранатометчика и помощника гранатометчика, размещающихся в кормовой части. БМД-1 может десантироваться парашютным или посадочным способом с самолетов типа Ан-12 и Ил-76. 5 января 1973 года впервые в мировой истории было осуществлено десантирование людей внутри боевой машины десанта БМД-1. Идея и практическая реализация десантирования людей внутри боевых машин принадлежит легендарному командующему ВДВ генералу армии В. Ф. Маргелову, отправившему на первое такое десантирование своего сына. В первом экипаже были – Леонид Гаврилович Зуев и Александр Васильевич Маргелов. Ни одна армия мира не освоила этот способ десантирования.

БМД-1 в массовом порядке принимала участие в войне в Афганистане в 1979–1989 гг., во всех вооруженных конфликтах на территории СССР, СНГ и ряда развивающихся стран с 1979 года и по настоящее время, где зарекомендовала себя как надежная боевая машина «крылатой пехоты».

На БМД-1, представленной в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине 51-го гвардейского парашютно-десантного полка 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии конца 1990-х – начала 2000-х годов.

 

Тактико-технические характеристики БМД-1

Масса: 7,4 т

Бронирование: 10–32 мм

Максимальная скорость: 61 км/ч
Запас хода: 500 км

Тип двигателя: 5Д–20 дизель
Мощность двигателя: 240 л. с. 

Вооружение: 73-мм орудие 2А28 «Гром», 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК «Малютка»

Экипаж/десант: 2/4 человека

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49