152-мм гаубица образца 1943 г. (Д-1)
В 1941 году по ряду причин было прекращено серийное производство 152-мм гаубиц образца 1938 г. (М-10). Советские войска лишились мобильных, но мощных орудий, особенно необходимых в артиллерии корпусного звена. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за большой массы (то есть низкой мобильности и достаточно высокой стоимости), а дивизионная 122-мм гаубица М-30 – из-за недостаточной огневой мощи.
Поэтому в конце 1942 года конструкторское бюро известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы образца 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы образца 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать легкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.
Гаубица Д-1 – первое орудие разработки КБ завода № 9 (индекс «Д»). Разработка орудия была призвана усилить войска тяжелой артиллерией для взламывания полевой обороны противника.
Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе Великой Отечественной войны, в 1944–1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надежного и точного при стрельбе орудия.
Калибр: 152,4 мм
Масса в боевом положении: 3600 кг
Углы обстрела | |
Возвышения: | (макс.) 63,5° |
Снижения: | (мин.) -3° |
Горизонтальный: | 35° |
Скорострельность 3–4 выстрела в минуту.
Расчет: 8 человек