23.12.2024
23 декабря 2024 года в N-скую мотострелковую бригаду Армии России уехал новогодний подарок от нашего музея
подробнее...
09.05.2024
9 мая 2024 года на параде в нашем музее можно было увидеть необычную машину
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военно исторический календарь

29 января 1945 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 7417с «Об изготовлении в 1945 г. для Красной армии 2000 артиллерийских тягачей Я-12 с дизель-мотором «Дженерал Моторс» на Ярославском заводе Наркома

29.01.1945

В 1942 года силами Научного автотракторного института (НАТИ) был разработан новый гусеничный артиллерийский тягач НАТИ-Д, базой для него послужили агрегаты легкого танка Т-70. На уровне эскизной проработки конструирование НАТИ-Д началось в 1940 году. Изначально НАТИ-Д задумывался как тягач дивизионной артиллерии, создаваемый на агрегатах легкого танка Т-40, но далее его назначение изменили на тягач корпусной артиллерии, поскольку необходимость в таких машинах была более острой. Доработкой тягача и организацией его производства поручили заниматься Ярославскому автозаводу (ЯГАЗ). Машины, доработанные на основе НАТИ-Д и вставшие на конвейер в Ярославле, получили наименования Я-11, Я-12, Я-13. Все время производство наследников НАТИ-Д сильно зависело от моторов. Я-11 создавался со спаркой моторов ГАЗ-ММ, но такая комбинация была слабовата. Более удачной стала версия Я-12, с американским мотором GM 4-71, но их имелось ограниченное количество. Временным решением стал Я-13 с мотором ЗИС-16Ф, но приоритетом все равно оставался Я-12.

29 января 1945 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 7417с «Об изготовлении в 1945 г. для Красной армии 2000 артиллерийских тягачей Я-12 с дизель-мотором «Дженерал Моторс» на Ярославском заводе Наркомата среднего машиностроения». Связано это было с поставкой необходимых для тягачей двигателей. По планам, с июля 1945 года ожидался ежемесячный выпуск 200 таких тягачей, но по ряду причин таких объемов достичь не удалось. Поэтому выпуск аналогичных тягачей организовали в Мытищах, на заводе № 40.