08.05.2024
8 мая 2024 года Президент РФ В. В. Путин подписал Указ № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения»
подробнее...
18.04.2024
18 апреля 2024 года в музее открылась экспозиция «Невыученные уроки истории»
подробнее... Смотреть все события

Раздел: Военно исторический календарь

2 сентября 1941 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 618сс «О мобилизации автотранспорта»

02.09.1941

Большие потери автотранспорта в начале Великой Отечественной войны заставили руководство нашей страны принимать срочные меры для решения проблемы обеспечения Красной Армии техникой. Уже 30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об автотракторном и гужевом транспорте, поставленном для Красной Армии». Летом 1941 года из народного хозяйства было мобилизовано 176 тысяч машин для военных нужд. Это была самая крупная, но не последняя партия автомобилей и тракторов, которую с заводов, колхозов, организаций и учреждений отправили на фронт.

2 сентября 1941 года И. В. Сталин подписал постановление ГКО № 618сс «О мобилизации автотранспорта». Согласно ему, в срок до 15 декабря мобилизовалось 30000 автомобилей, вместе с водителями, также изымалось 3000 тонн бочкотары.

Следует отметить, что фактический объем поставок мобилизованных машин за сентябрь 1941 – конец 1942 года оказался примерно на 20% меньше количества, установленного постановлениями ГКО. Связано это было как с бронью, так и с техническим состоянием поступавших машин. 19 июля 1941 года Генеральный штаб Красной Армии направил директиву, в которой требовалось от военкоматов прекратить отправку на фронт неисправной техники. До 70% транспортных средств, поставленных в армию из народного хозяйства, требовало ремонта. Военкоматы, стремясь выполнить задания в количественном отношении, не обращали внимания на качество поставляемой техники. К началу 1942 года из народного хозяйства был изъят практически весь исправный автотранспорт, за исключением закрепленного за предприятиями оборонной промышленности. За годы войны советская промышленность не смогла достигнуть довоенного уровня выпуска автомобилей. В обеспечении Вооруженных Сил СССР транспортом заметную роль сыграли поставки по ленд-лизу и трофейная техника. На 1 мая 1945 года полученные по ленд-лизу и трофейные машины составляли соответственно 33% и 9% автомобильного парка Красной Армии.