Сто линий для одного поля

Друзья! Уважаемые наши конники, спортсмены, тренеры и все причастные к этому нелегкому делу – занятию конным спортом и в частности конкуром!

Сегодня хотелось бы раскрыть тему, которой посвящается очень мало времени и внимания и которая не заслуженно «задвигается» на второй план. При этом она является одним из важнейших показателей качества и уровня турнира.

Давайте на чистоту! Большинство из нас, планируя поездку на те или иные соревнования по конкуру, обращает внимание на ряд факторов: высоту заявленных маршрутов, размеры и качество грунта, финансовые условия, призовой фонд, удаленность места проведения и так далее. Конечно это не маловажные факторы, которые для многих являются существенными, но ведь они не могут быть основными и единственными. Не должны быть основными! Хотя, конечно, все зависит от целей и задач каждого конкретного спортсмена! Нам хочется верить, что основная цель большинства спортсменов, выступающих на соревнованиях в нашем городе и нашей стране,– это непрерывное самосовершенствование, достижение качественных результатов, повышение своего уровня и мастерства, рост и развитие (что также легко проецируется на работу с молодыми лошадьми). И тогда встает вопрос: какие факторы помогут достичь вам этих целей?!

Мы сейчас не будем обсуждать работу команды (тренер, лошадь, коновод), целеустремленность и упорство спортсмена. Речь в нашем разговоре о соревнованиях, поэтому мы обсудим тех людей, которые в наибольшей степени помогают нам с вами добиваться поставленных задач и выявлять ошибки!

Как вы, возможно, догадались, речь пойдет о курс-дизайнерах.

К сожалению, на национальных и клубных соревнованиях спортсмены не часто интересуются тем, какой курс-дизайнер заявлен как основной составитель маршрутов, не ориентируются на этих специалистов при выборе места, где им предстоит стартовать в грядущие выходные (ведь сейчас многие соревнования проходят в нескольких клубах одновременно) и преимущественно, что удается слышать про курс-дизайнера, это не всегда лестные комментарии о его работе после неудачного участия! О том, что «Опять накрутил», «Нагородил», «Наставил не пойми чего» и т.д... Это не справедливо по отношению к составителям маршрутов, и случаются подобные ситуации не из-за их неграмотности, и даже не из вредности спортсменов, а потому, что эта тема мало раскрыта и не все понимают, в чем же на самом деле заключается работа специалистов этой категории.

Конечно, я не стремлюсь обобщать и заявлять, что все без исключения спортсмены такие! Но все же людей, не понимающих смысл и сложность работы курс-дизайнеров, достаточно много, и я постараюсь раскрыть этот вопрос.

В первую очередь, не правильно думать, что в работу составителя маршрута входит просто поставить барьеры в определенной удобной для спортсменов последовательности, проверить линейкой высоту и рулеткой дистанции. Работа курс-дизайнера – это, в первую очередь, творческий подход и достижение своих определенных целей. И здесь не правильно говорить, что они не имеют на это право! Имеют! Более того, благодаря их творческому подходу и разнообразию взглядов, у спортсменов появляется возможность добиваться своих целей! О чем я говорю? Попробую разъяснить!

В первую очередь, для того, чтобы правильно интерпретировать мои слова, я опишу свое видение, которое сформировалось на основании некоторых знаний того, как проходят соревнования в других странах!

Количество курс-дизайнеров достаточно мало, около 10 человек в нашей стране. Внимательным спортсменам и людям, которые следят за их работой, известно, какие особенности в построении маршрутов свойственны тем или иным специалистам, какие «приемы» они любят применять, «ловушки» использовать, а также, что не маловажно,– сложность маршрутов. В Европе изначально заявляется уровень сложности соревнований, в нашей стране (если турнир не имеет международного уровня и не определено количество «*») нет никакой дифференциации. Чаще всего сложность определяется исключительно высотами заявленных маршрутов, а также традициями конкретных клубов-организаторов, и маршруты ставятся дизайнерами так, как велит им их «сердце» и профессиональный взгляд на данный вопрос. Таким образом, каждый спортсмен (тренер) должен следить за работой того или иного специалиста данной области и должен делать для себя определенные выводы. Легким ли будет для него данный турнир, на который он планирует приехать, или сложным. Или даже непосильным. Ведь внимательно относясь к данному вопросу, можно понять, что одни дизайнеры ставят удобные и не сложные маршруты с легко запоминающейся последовательностью и дистанциями «под ногу», и туда можно смело ехать начинающим всадникам или молодым лошадям. А кто-то ставит более сложные задачи, «рабочие маршруты», и если спортсмен и его лошадь готовы к ним, можно ехать «закреплять» уменье. Бывает и так, что курс-дизайнер строит действительно сложные маршруты и туда путь тем, кто имеет более высокий уровень мастерства или готов перейти к освоению следующей ступени.

Для каждой из категорий спортсменов всегда найдется «подходящая» категория курс-дизайнеров для достижения поставленных целей и задач. И я думаю, при планомерном и грамотном подходе к тренировочному процессу, в котором наиважнейшее значение имеет приобретение турнирного опыта, уровень всадников в нашей стране может существенно улучшиться. Либо, если задачи спортсмена не столь амбициозны и он не ставит перед собой цели перехода на более сложный уровень (это относится, в частности, к категории любителей), он может без труда успешно принимать участие в соревнованиях своего уровня (посещая турниры «подходящего» курс-дизайнера) и получать удовольствие от процесса. Главное – задуматься над этим!

Я думаю, в таком случае жалобы на курс-дизайнеров, что они плохо или не грамотно составляют маршруты, перестанут иметь место! Потому что спортсмены, приезжая на те или иные соревнования, отдавая себе отчет в том, что они приехали «на конкретного» составителя маршрута, должны понимать, что возможно эти соревнования могут оказаться для них более успешными, а может последовать кропотливая работа над ошибками.

Также я хотела бы призвать всех принимать с благодарностью то, что курс-дизайнеры тратят огромное количество своих сил, времени, денег и энергии на обучение этому мастерству, преимущественно с одной целью – помочь нам с вами не топтаться на месте, а совершенствоваться и расти над собой, добиваться поставленных целей и получать удовольствие от того, чему мы посвящаем свою жизнь!

В этом сезоне мы решили помочь вам разобраться в этом вопросе. И осознано на каждый из этапов наших соревнований планируем приглашать разных курс-дизайнеров. На собственном опыте (а как же иначе!) вы имеете возможность испытать себя и свое мастерство, преодолевая маршруты, составленные лучшими российскими курс-дизайнерами. Либо подтвердить, либо опровергнуть свои наблюдения на этот счет, если они имеются. И, конечно же, отказаться от участия, если уже имеется опыт «сотрудничества» с маршрутами того или иного специалиста и он вас не устраивает!

Для этого, перед каждым этапом, мы будем акцентировать внимание на том, какого специалиста мы приглашаем в этот раз. Представлять вам его и кратко рассказывать вам о его достижениях и взглядах на свою работу.

Очень приятно, что уровень российских специалистов, о которых идет речь в данной теме, действительно высоко-профессионален, и мы имеем возможность «пользоваться» их мастерством и опытом для достижения своих амбициозных целей!

Курс-дизайнер, который «откроет» серию наших этапов, уже имеет огромное количество поклонников (в хорошем смысле этого слова) среди спортсменов и тренеров. Многие любят принимать участие в тех турнирах, где она заявлена как составитель маршрута! И не удивительно, ведь эта хрупкая девушка не устает работать над собой, совершенствовать свои умения и получать новые знания, посещая огромное количество стажировок за рубежом, участвуя в составлении маршрутов в Европе и, что немаловажно, делиться своими знаниями с соотечественниками!

Светлана Дудина!!!

Анкета курс-дизайнера

Итервью с курс-дизайнером Светланой Дудиной

В чем заключается смысл работы курс-дизайнеров?

Светлана: На мой взгляд, основная задача, которая стоит перед составителями маршрутов, состоит в том, чтобы способствовать созданию таких условий соревнований, в которых наиболее подготовленные в техническом плане пары будут обладать преимуществом перед теми, у кого быстрее (дороже, породистее и т.д.) лошади. Маршруты должны представлять собой задачи, прежде всего, для спортсменов, заставлять их думать – как проехать ту или иную связку, сохранив баланс, скорость движения, контакт с лошадью. И при этом не создавать сложностей для лошадей в преодолении препятствий.

В чем сложность работы курс-дизайнера?

Светлана: Думаю, что в этом и смысл, и сложность этой работы. Для нее нужны знания – что собой представляет прыжок, как сохраняется и теряется баланс в движении и на прыжке, где лошадь отталкивается на препятствия разных типов и где после этого приземляется, как влияет скорость и состояние грунта на длину галопа лошади, как видит и реагирует лошадь и многие другие. Все это в совокупности делает курс-дизайнера уже не любителем, а профессионалом, применяющим все эти знания на практике.

Что самое интересное в работе курс-дизайнера?

Светлана: Для меня на данный момент – это возможности воплотить свою первоначальную идею. Соревнования разные, соответственно – разные задачи для всадников. Классика отличается от соревнования на чистоту и резвость, по возрастающей сложности и т.д. Есть желание сделать их интересными и разнообразными.

Ставите ли вы какие-то глобальные цели перед собой, в своей деятельности?

Светлана: В перспективе, конечно, есть несколько задач-максимум. С января 2016 официально на сайте FEI буду в списке курс-дизайнеров Level 3* – так что будет возможность строить маршруты на международных соревнованиях.

Расскажите какой-нибудь интересный случай, который запомнился надолго.

Светлана: Надолго запомнился один из первых моих международных турниров 2-3* в Голландии, когда спортсмены начинали прыгать в 7.30 утра и заканчивали к полуночи. Соответственно, нам приходилось быть на поле к 6.45 и уходили часа в 2 ночи. Тогда это было почти невозможно осознать как элемент нормы, так непривычно это выглядело на фоне наших стартовых протоколов.

Какие мысли вам хотелось бы донести до спортсменов в ваших маршрутах?

Светлана: Всегда нужна обратная связь между курс-дизайнером и спортсменами, чтобы сохранить связь с реальностью. Маршрут, особенно хороший, без спортсменов ничего не значит. И в свою очередь спортсменам, я верю, хочется прыгать такие маршруты, которые помогали бы укрепить уверенность и для всадников, и для лошадей, не упрощенные и не перегруженные задачами.

С какого года начали заниматься составлением маршрутов?

Светлана: С 2008 года. 

В каких странах удалось проходить обучение и составлять маршруты?

Светлана: Пробую попадать на европейские маршруты – в Германии, Голландии, Испании, Бельгии, Португалии, Латвии. Строила в Эстонии, Финляндии и Голландии национальные турниры. Семинары преимущественно проводились в Аахене, не так давно был семинар во Франции.

У каких курс-дизайнеров стажироваться?

Светлана: Для меня было честью работать в одной команде таких известных курс-дизайнеров с колоссальным опытом и чувством, как Луи Коникс (Голландия), Сантьяго Варела (Испания), Бернардо Коста Кабрал (Португалия), Люк Музетт (Бельгия), Криста Юнг (Германия). И конечно, с нашими российскими курс-дизайнерами Игорем Пятало, Владимиром Платовым, Алексеем Ермолаевым.

 

Сто линий для одного поля

Автор: Светлана Дудина

Если подумать, то казалось бы – чего проще в настоящее время придумать такую программу, в которую можно было бы ввести параметры маршрута – высоту, количество препятствий, размеры боевого поля, количество участников и необходимый процент лучших в перепрыжке, и, после ввода всех данных, получить идеальное сочетание линий и радиусов, размеров препятствий и дистанций. Однако, каждый маршрут – это уникальная линия, одна из сотен других возможных, которая получает право на существование благодаря той идее, которую хочет воплотить курс-дизайнер.

Любой маршрут требует подготовки, особенно Гран-При. Опыт и знания, которые приходят с годами практики, позволяют учитывать одновременно много факторов. И это уже не ограничивается размерами боевого поля и минимальным количеством препятствий/прыжков, необходимых для выполнения квалификационных норм. Во многом имеет значение знание уровня трудности тех или иных проездов, радиусов, дистанций, типов и габаритов препятствий в зависимости от их расположения. А также их умелого сочетания в маршрутах базовых (основных) высот таким образом, чтобы не создать сложностей для лошадей и всадников в сохранении ритма, равновесия и дать им возможность проехать хорошо. Конечно, когда речь заходит о маршрутах Гран-При, где лошади и всадники более тренированы, при подготовке маршрута учитываются факторы и ставятся задачи, соответствующие уровню заявленных участников и статуса соревнований. Естественное желание курс-дизайнера в этом еще и в том, чтобы маршрут такого уровня обеспечивал зрелищный спорт и для самих атлетов, и для тех, кто наблюдает с трибун.

На мой взгляд, основная задача, которая стоит перед составителями маршрутов, состоит в том, чтобы способствовать созданию таких условий соревнований, в которых наиболее подготовленные в техническом плане пары будут обладать преимуществом перед теми, у кого быстрее (дороже, породистее) лошади. Маршруты должны представлять собой задачи, прежде всего, для спортсменов, заставлять их думать – как проехать ту или иную связку, сохранив баланс, скорость движения, контакт с лошадью. И при этом не создавать сложностей для лошадей в преодолении препятствий. Если базовая манежная и прыжковая подготовка всадника и лошади проведены с соблюдением принципов последовательности и постепенности усложнения задач, то такой паре не составит труда показывать хороший стабильный результат на соревнованиях, где маршруты строят разные курс-дизайнеры. И увеличить сложность маршрута – это означает не только и не столько увеличить высоту и ширину препятствий, но использовать радиусы поворотов, оптические аспекты препятствий, их сочетание в связках и их плотность. И по-прежнему, маршрут, прежде всего, должен быть «проходимым» для лошади с точки зрения прыжка.

Думаю, что в этом и смысл, и сложность нашей работы. Для нее нужны знания – что собой представляет прыжок, как сохраняется и теряется баланс в движении и на прыжке, где лошадь отталкивается на препятствия разных типов и где после этого приземляется, как влияет скорость и состояние грунта на длину галопа лошади, как видит и реагирует лошадь, и многие другие. Все это в совокупности делает курс-дизайнера уже не любителем, но профессионалом, применяющим все эти знания на практике. Ведь, допустим, если мы видим маршрут, в котором из 10 препятствий 7 стоит с езды налево и только 3 с езды направо – нам становится понятно, что это создает преимущество для тех лошадей, которым легче прыгать с левой ноги. То же самое можно сказать, когда все проезды в маршруте начинаются с препятствия одного и того же типа, или обе системы прыгаются «с одной ноги». Количество препятствий и перемен направления – одно из базовых требований, которые учитываются при составлении линии. Маршруты для детей на подготовленных лошадях принципиально отличаются по своим задачам от маршрутов для опытных всадников на молодых лошадях, в свою очередь и здесь есть уровни – от лошадей 4, 5, 6 и 7 лет требуется совершенно разные навыки, а это и надо уметь предложить в маршруте. И это далеко не все примеры, в жизни их гораздо больше.

Я бы еще добавила, что большая ответственность за свою работу может характеризовать положительную сторону этой профессии. Ведь чтобы «построить» прыжковую лошадь нужны годы, а разрушить эту работу плохим маршрутом можно за две минуты.

На недавнем семинаре во Франции во время раскладки маршрута из теста, руководитель задала нам, участникам, самый простой вопрос – почему вы этим занимаетесь, и среди прочих ответов получила самый простой – потому что мы любим лошадей. И на самом деле, это определяет каждого, кто так или иначе вовлечен в конный мир.

У каждого курс-дизайнера своя философия, идеи, возможности их воплощения, так называемый «почерк». Очевидно, что основанные на общих принципах прыжковой подготовки лошадей и всадников на каждом ее этапе, и при этом разнообразные по способу выражения в маршруте, они в конечном итоге будут способствовать развитию конкура.

Все статьи

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 87
школа верховой езды
   +7 (929)  911 23 12
аренда денников
   +7 (929)  911 23 29
Зоосад
   +7 (929)  661 10 59
Ресторан «Баскюль»
   +7 (929)  661 18 97
Отель «Покровское-Дивное»
   +7 (929)  661 18 49
Музей Военной истории
   +7 (929)  661 11 08
Аренда коттеджей
   +7 (929)  661 18 58
Администрация
Уважаемые гости! Просим о Вашем визите предварительно договариваться с нашим менеджером