Илья Большаков, курс-дизайнер III этапа соревнований по конкуру Кубка КСК «Дивный»
Дорогие друзья! Мы рады представить вам курс-дизайнера нашего третьего этапа – Илью Большакова! Это один из самых молодых курс-дизайнеров нашей страны, но уже успел заслужить симпатию многих спортсменов. Илья – судья 1 категории, а также один из немногих российских курс-дизайнеров FEI уровня 3*. Постоянно работает на крупных соревнованиях в России, в том числе – международных соревнованиях и Этапе Кубка мира.
Начинал свое знакомство с лошадьми в СДЮШОРЕ № 21 Ярославской области. Является кандидатом в мастера спорта по конкуру. Илья Большаков работает тренером подмосковной детско-юношеской школы «Фаворит», город Подольск. Его воспитанники регулярно принимают участия в соревнованиях различного уровня, в том числе Первенствах и Чемпионатах Москвы и Московской области, Чемпионате Центрального Федерального округа и Первенстве России среди детей и юношей.
А в 2014 году у Ильи и его супруги Ксении (также судьи международной категории 3* по дистанционным конным пробегам и стюардингу) родилась замечательная дочка Софья. Теперь Соня помогает папе в нелегком труде курс-дизайнера.
С нетерпением ждем от Ильи новых интересных маршрутов! А пока мы попросили Илью ответить на несколько вопросов о курс-дизайне:
В чем заключается смысл работы курс-дизайнеров?
Соревнование по преодолению препятствий, где пара спортсмен и лошадь испытывается в различных условиях на маршруте, состоящем из препятствий. В этом испытании требуется продемонстрировать слаженность работы. Всадник должен показать умение правильного выбора дуг и линий при прохождении по маршруту, умение видеть удобную точку отталкивания для лошади, рассчитать точное количество темпов и их длину между препятствиями, показать свободу и энергичность лошади, ее скоростные и спортивные качества (умение правильно и высоко прыгать). И самое главное, показать умение чувствовать друг друга на протяжении всех соревнований.
Ну а смыслом работы курс-дизайнера становится лишь создание такого маршрута, на котором спортсмен мог бы все это продемонстрировать.
В чем сложность работы курс-дизайнера?
Самое сложное в работе курс-дизайнера – это объяснить спортсменам, что в непосредственной близости от боевого поля, на информационном стенде, находится схема маршрута, где они и могут узнать номера препятствий маршрута перепрыжки и остальную полезную информацию.
Что самое интересное в работе курс-дизайнера?
Есть слаженные алгоритмы подготовки поля и постановки маршрута. Однако, без мастер-плана, придуманного квалифицированным курс-дизайнером, хороший маршрут не построишь. Вся информация: номера и тип препятствий, дистанции, материал, номера препятствий перепрыжки, максимально ускоренный процесс изменения маршрутов внутри соревновательного дня – все это отражено на мастер-плане (не путать со схемой маршрута). Так вот процесс создания такого мастер-плана и его реализация на боевом поле для меня и есть самое интересное. И, конечно, сам процесс выступления всадников и лошадей.
Ставите ли вы какие-то глобальные цели перед собой, в своей деятельности?
Из года в год в мире смещается тенденция в курс-дизайне в сторону уплотнения количества препятствий на метры дистанции, еще несколько лет назад на дистанции в 700-800 м располагалось 12 препятствий, 15 прыжков, сейчас то же количество часто можно увидеть на 300-400 м дистанции. Усложнение самих связок и уменьшение дистанции между ними – вот что ждет в будущем. Однако в России ситуация несколько иная. Хотя спортивное образование российских всадников многократно выросло также, как и качество лошадей, многие наши спортсмены не смогли освоить европейскую практику свободного ритмичного продвижения вперед на маршруте. Преобладает частое изменение ритма движения, нарушение равновесия лошади и так далее. В связи с этим приходится ориентироваться на российские реалии и ставить свои маршруты для возможности свободного продвижения по ним.
Таким образом, моей нынешней «глобальной» целью является стремление к увеличению свободного движения по маршруту, путем постановки их соответствующим образом, естественно ориентируясь на контингент участников.
Расскажите какой-нибудь интересный случай, который запомнился надолго.
Однажды во время приема маршрута, курс-дизайнером которого был знаменитый Олаф Петерсен, члены ГСК пытались убедить маэстро, чтобы он понизил высоту нескольких препятствий, мотивируя это тем, что российским спортсменам такие задачи не по зубам. Однако Олаф сказал, что он имел возможность наблюдать наших спортсменов в течение нескольких дней и у них не будет трудностей с преодолением этих препятствий. В ходе дискуссии технический делегат принял решение оставить все как есть, без изменений, и, как было предсказано, ошибок на этих препятствиях почти не было. С тех пор я глубоко убежден, что курс-дизайнером на турнире должен быть очень опытный человек, не только имеющий собственную верховую практику, но и имеющий склонность к анализу выступлений других всадников.
Какие мысли вам хотелось бы донести до спортсменов в ваших маршрутах?
Что все, что бы ни стояло на поле и включено в маршрут, возможно перепрыгнуть чисто и безопасно, как бы страшно это не выглядело. Все преодолимо, нужно верить в себя и свою лошадь.
С какого года начали заниматься составлением маршрутов?
Я начал учиться строить маршруты задолго до составления собственных. Во времена, когда я обучался в Ярославской конно-спортивной школе, мне посчастливилось познакомиться с Владимиром Платовым, который и преподал мне основы курс-дизайна. Сначала я выставлял его схемы на домашних соревнованиях, потом приносил на его корректировку свои. С 2002 года я получил допуск к самостоятельной практике в постановке маршрутов.
В каких странах удалось проходить обучение и составлять маршруты?
Во времена действия программы развития ФКСР несколько раз в Россию приезжали представители Аахенской школы курс-дизайна и проводили семинары вплоть до Level-1, чтобы учиться дальше и получить Level-3, приходилось ездить в Аахен (Германия). Не скажу, что я богат на международную практику, скорее ориентирован на Россию, мне доводилось ассистировать на соревнованиях в Бельгии, Германии, Голландии, Швейцарии, а также Белоруссии и Украины.
У каких курс-дизайнеров стажировался?
Мне довелось поработать со многими курс-дизайнерами. Наибольшее впечатление произвел Олаф Петерсон старший, Франк Ротенбергер, Вернер Диг и Арно Гего дали очень много знаний и понимания курс-дизайна, Криста Хайбах подсказала множество необходимых компонентов по организации турнира с точки зрения курс-дизайна; Штефан Вирт, Люк Муззет, Дитер Хайнц, Кеннет Вреде, Олаф Петерсен младший и многие другие, обладающие своим уникальным стилем, курс-дизайнеры помогают мне освоить эту науку, за что им большое спасибо.
Также мне очень хочется отметить людей, без которых я, возможно, и не начал бы этим заниматься. Огромное спасибо Владимиру Платову, Игорю Пятало и Алексею Ермолаеву за их опыт, уроки и поддержку!
За предоставленные фотографии благодарим автора Андрея Тарасова, сайт http://www.artdariaf.ru/ (фоторепортажи конно-спортивных событий)
школа верховой езды
аренда денников
Зоосад
Ресторан «Баскюль»
Отель «Покровское-Дивное»
Музей Военной истории
Аренда коттеджей
Администрация