Грузовой автомобиль ЯГ-6
В 1936 году государственный автозавод в Ярославле переименовали в Ярославский автомобильный завод, а вместе с этим была запущена в производство новая модель ЯГ-6. Она представляла собой глубокую модернизацию 3,5-тонного грузового автомобиля в 5-м поколении (всего было 6). Теперь вместо звезды передок грузовика украшал треугольник с вертикальным расположением букв Я.А.З. Визуально от своих предшественников, моделей ЯГ-4, ЯГ-3 и даже Я-5, эта машина была практически неотличима: та же платформа, та же устаревшая кабина, под капотом – все тот же двигатель ЗИС-5. Шестую модель выделяли разве что передние крылья нового, скругленного образца. Тем не менее конструкторы проделали огромную работу по замене и улучшению ряда узлов и деталей. В автомобиль внесли около 270 изменений. Была реконструирована тормозная система. В качестве ручного тормоза использовался центральный дисковый тормоз, воздействующий на трансмиссию. Усилили крепление колес, а сами колесные диски стали более выпуклыми, что позволило увеличить расстояние между шинами до 80–90 мм и значительно снизить износ от их совместного трения. Это нововведение потребовало удлинить заднюю ось на 72 мм, что в свою очередь привело к увеличению передней и задней колеи автомобиля, соответственно, стала шире платформа (на 13 см). В целом удалось «выровнять» габариты всего автомобиля и эффективно распределить его массу. Кроме того, были внедрены новшества по части электрооборудования, кабины, оперения и платформы.
Слабым местом грузовика оставались деревянные кабина и платформа. В эксплуатации они выходили из строя быстрее всего, и общий ресурс ярославского автомобиля был откровенно невысоким. До нормы пробега в 50000 км до капитального ремонта машины часто не дотягивали. Для максимального облегчения массы ЯГ-6 кабину и платформу изготовляли из сосны и березы – самых мягких и легких пород деревьев. Это была вынужденная плата за использование единственно доступного на рынке 70-сильного двигателя ЗИС-5, который с трудом вытягивал столь грузную машину. Если советские грузовики окрашивались преимущественно в зеленый цвет, то ЯГ-6 – в бежевый, а шасси – в темно-серый. Исключение составил период войны: все автомобили того времени окрашивались строго в зеленый цвет.
На базе ЯГ-6 изготовлялись самосвалы ЯС-3 и мелкосерийные: трехосные автомобили ЯГ-10, версии с двигателем Hercules, а также длиннобазные грузовики ЯГ-6А. Проводились эксперименты с переводом модели на дизельный двигатель «Коджу». После окончания Великой Отечественной войны Ярославский автозавод перешел на выпуск более тяжелых автомобилей и к пятитонкам больше не возвращался. Всего в 1936–1943 гг. было выпущено 5859 бортовых грузовиков ЯГ-6 во всех исполнениях, а также 2264 шт. в качестве шасси. Бортовые машины уходили преимущественно в армию (до трети), в строительные тресты и тяжелую промышленность. На шасси устанавливали цистерны различного назначения (коммунальные, пожарные, бензоцистерны и т. д.), реже – экскаваторы, краны и другие тяжелые установки. В РККА бортовой ЯГ-6 использовался в основном для буксировки орудий и перевозки тяжелого оборудования. В целом же автомобили ЯГ были редкими даже в свое время ввиду их малочисленного выпуска.
В корпусе «1941–1945» в нашем музее представлен автомобиль ЯГ-6 образца 1941 года в армейском исполнении.
История реставрации грузового автомобиля ЯГ-6
Технические данные:
Двигатель: бензиновый, объем 5,5 л, мощность 73 л. с.
Масса автомобиля: 4670 кг
Грузоподъемность: 5000 кг
Максимальная скорость: 42 км/ч
Расход топлива: 43,5 л на 100 км