Трехтонный грузовик White TAD (США)

В 1859 году Томас Говард Уайт (White) открыл в городке Ориндж (США) механическую мастерскую, которая выпускала бытовые швейные машины. В 1890-е годы Уайт расширил свое дело, начав выпуск велосипедов, а затем и легких паровых моторов. В 1900 году его четверо сыновей построили первый легковой паровой автомобиль. Несколькими годами позже фирма перешла на более совершенные бензиновые автомобили. Начиная с 1911 года она предлагала уже целую гамму грузовых машин, грузоподъемностью от 750 кг до 5 тонн, включая 3-тонные «TAD».

Грузовики «White TAD», выпущенные в середине 1910-х годов, технически сильно отличаются от современных автомобилей. На машине отсутствует крытая кабина. Привод на ведущие задние колеса осуществляется не с помощью карданного вала, а с помощью цепи.

Фары используют свет не электрических ламп, а газовых и даже керосиновых фонарей, в автомобиле нет аккумулятора.

Масло в двигателе не циркулирует, а проходит через двигатель из масляного бака в маслосборную емкость. Шины у грузовика изготовлены из сплошной резины, а не накачиваются воздухом. Для запуска двигателя нужно вручную налить в каждый цилиндр несколько капель бензина, а потом вручную крутить ручку стартера.

Во время Первой мировой войны в 1914–1918 годы «White» изготовил 18 тысяч автомобилей. В Русской императорской армии использовались многие американские грузовики, однако больше всего с 1914 по 1917 год в Россию было поставлено грузовиков марки «White» – около пяти тысяч. Для русской армии «White» поставлял практически все свои модели грузовых автомобилей, но больше всего закупалось 1,5-тонных машин модели TBC и 3-тонных TAD. Они отлично зарекомендовали себя на фронте.

Большинство из них шли в виде базовой модели с бортовым кузовом и тентом, но приобретались и автомобили-цистерны, фургоны и шасси без кузова. В 1916 году на ряде российских заводов было организовано изготовление запчастей к грузовикам «White».

После Октябрьской революции 1917 года официальные поставки американских машин в Россию прекратились, но в ходе гражданской войны в России вплоть до 1921 года грузовики «White» ввозились в страну для белогвардейских формирований. По окончании гражданской войны автомобильный парк Советской России был изношен до предела, две трети подвижного состава стояло на приколе, запчастей хронически не хватало. В этих условиях национализированные автомобильные заводы и мастерские, объединенные в 1921 году в государственный трест, начали свою деятельность с капитального ремонта грузовиков. Автомобильный московский завод (АМО) одним из первых начал восстановление американских грузовых автомобилей. Завод, по существу, не ремонтировал, а изготавливал заново машины, сохраняя лишь раму. Он делал сам коробки передач, блоки цилиндров, радиаторы, колеса и другие узлы, и детали. Такие машины известны как «Уайт-АМО». До 1924 года АМО вернул к жизни более 130 неходовых «White».

В нашем музее грузовик «White TAD» экспонируется на первом этаже здания «1801–2000».


Тактико-технические характеристики трехтонного грузовика White TAD

Грузоподъемность: 3 т

Вес: 3,5 т

Скорость: до 30 км/ч

КПП: ручная 4-х скоростная

Двигатель: бензиновый, объемом 3,7 л, мощность 22,5 л. с.

Привод: цепной

Транспортные средства

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49