Средний танк Т-62М с тралом КМТ-6
В конце 1970-х годов в Уральском КБТМ начались работы по коренной модернизации ранее выпущенных танков Т-62, которые активизировались в связи с вводом ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан в 1979 году. В 1981 году было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 и Т-62», которым предусматривалось в 1981–1985 годах модернизировать 2985 танков. Предполагалось ценой умеренных затрат повысить боевую мощь средних танков Т-55 и Т-62 до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. В 1983 году на вооружение Советской Армии была принята целая гамма модификаций Т-62. Модернизированный вариант танка Т-62 с комплексом управляемого вооружения «Шексна» получил обозначение Т-62М. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, передней части корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Модернизирована ходовая часть и введена гусеница от танка Т-72. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-62.
В качестве средства защиты от подрыва на противотанковых минах при преодолении минных полей на танках серий Т-62 использовался колейный минный трал КМТ-6. Принцип работы трала основан на выглублении мин и отбрасывании их за пределы проекции гусениц. Для зимнего времени, когда грунт замерз и мины установлены в снег, на ножи надевалась специальная рамка ТУЗ, которая обеспечивала скольжение трала под снегом без заглубления ножей в грунт. Для преодоления минных полей из противоднищевых мин (контактных) трал оснащен двумя откидными штангами, которые задевают за антенну (штырь) мины и вызывают преждевременное срабатывание мины. Трал может находиться в транспортном положении, когда секции подняты и ножи не заглублены. Опускание-поднимание секций производится механиком-водителем без выхода из танка. При рабочем положении трала танк может двигаться только прямолинейно. При невыполнении этого условия возможен подрыв танка на мине, а при достаточно малом радиусе поворота происходит еще и разрушение трала.
В нашем музее танк Т-62М представлен в виде разрезного экспоната. Можно увидеть и систему бронирования этой машины, и внутреннюю компоновку. Интересно, что несмотря на большое число вырезов в корпусе, все основные узлы и механизмы в танке работоспособны, и машина может самостоятельно двигаться.
Тактико-технические характеристики:
Танк Т-62М
Боевая масса: 42 т
Скорость: 50 км/ч
Запас хода: 450 км
Бронирование | |
Лоб корпуса: | 30+120+100 мм |
Лоб башни: | 60+230+200 мм |
Вооружение: 115-мм пушка, пулеметы 12,7-мм ДШКМ и 7,62-мм ПКТ, ПТРК «Шексна»
Экипаж: 4 человека
Трал КМТ-6
Вес: 1000 кг
Скорость траления: 6–14 км/ч