Малый плавающий танк Т-37А
Малый плавающий танк Т-37А был создан в 1932 году на основе британского плавающего танка «Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank» фирмы «Виккерс» и опытных плавающих танков советской разработки. Главным конструктором танка был Н. Н. Козырев. Серийно производился с 1933 по 1936 год, всего было изготовлено 2566 танков. Танки Т-37А предназначались для выполнения задач разведки, связи и боевого охранения частей на марше. Экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Башня Т-37А была установлена на правой половине отделения управления. Отделение управления находилось в средней части танка и было объединено с боевым и моторным, трансмиссионное же отделение размещалось в носовой части. В кормовом отделении располагались системы охлаждения, топливный бак и привод гребного винта.
Водоходный движитель включал в себя открыто установленный двухлопастный гребной винт с поворачивающимися лопастями, что обеспечивало танку возможность движения задним ходом на плаву. Поворот машины на воде осуществлялся с помощью пера руля. Для движения на воде танк имел волноотражательный щиток и откачивающий насос. Для повышения плавучести танк оснащался двумя поплавками, которые также выполняли функцию надгусеничных полок. Мореходность танка была удовлетворительной при малых волнах и слабом течении, были случаи, когда Т-37А тонули из-за недостаточной герметизации бронекорпуса.
Вооружение Т-37А состояло из одного 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Связь между членами экипажа осуществлялась при помощи «танкофона» (подвид переговорной трубы). Средств внешней связи, за исключением флажков, не предусматривалось. Часть танков выпускалась в модификации Т-37РТ, они оснащались радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной, установленной по периметру корпуса или на надгусеничных полках. Т-37А имел серьезные недостатки: из-за недостаточной мощности бензинового двигателя, взятого от грузовика «полуторки», танк имел низкую скорость на марше, плохую проходимость по рыхлым грунтам; отмечались быстрый износ и частые спадания гусеницы, слабое бронирование, плохая обзорность, недостаточная плавучесть. Попытки исправить недостатки Т-37А путем модернизации не увенчались успехом, в результате этих работ под руководством Н. А. Астрова появился другой плавающий танк – Т-38.
Схема бронирования Т-37A
Танки Т-37А массово использовались во время советско-финской войны зимой 1939–1940 гг., но опыт их боевого применения нельзя назвать успешным. В боях начального периода Великой Отечественной войны Т-37А часто использовали не по назначению: в то время в условиях тяжелого дефицита танков в Красной Армии его, вместо разведки и связи, применяли для поддержки пехоты, что привело к потере почти всех танков этого типа к осени 1941 года. Единичные уцелевшие Т-37А воевали на фронте вплоть до 1944 года. Летом 1944 года на Карельском фронте 40 плавающих танков Т-37А и Т-38 объединили в ударный десантный кулак и провели успешную операцию по форсированию реки Свирь и захвату советскими войсками большого плацдарма.
В нашем музее танк Т-37А экспонируется в Танковом корпусе. На танк нанесены тактические знаки, соответствующие машинам 92-го отдельного инженерно-танкового полка во время Свирско-Петрозаводской операции летом 1944 года.
История реставрации танка Т-37А
Тактико-технические характеристики танка Т-37А:
Боевая масса: 3 т
Бронирование: 4–10 мм
Экипаж: 2 человека
Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 2142 патрона (34 дисковых магазина по 63 патрона)
Двигатель бензиновый ГАЗ-АА, 40 л. с.
Скорость по шоссе: 40 км/ч
Скорость по воде: 6 км/ч
Запас хода по шоссе: 180–200 км