Легкий танк Т-26 образца 1939 г.

Во второй половине 1930-х годов легкий танк Т-26 составлял основу советских танковых войск. Эта боевая машина непосредственной поддержки пехоты на поле боя в начале 1930-х была безусловным лидером в своем классе, но быстрое развитие зарубежных танков и появление в армиях мира массовой противотанковой артиллерии изменили положение вещей в неблагоприятную для СССР сторону. В 1936 году конструктор С. А. Гинзбург представил доклад руководству РККА о появлении новых зарубежных машин, превосходящих Т-26 по целому ряду параметров, однако этот доклад был отвергнут заместителем наркома обороны СССР по вооружению маршалом М. Н. Тухачевским. Тем не менее, в начале 1938 года советское руководство признало, что Т-26 начал стремительно устаревать. В первую очередь отмечались слабость бронирования и недостаточная подвижность танка в связи с малой мощностью двигателя и перегруженностью подвески. Более того, тенденции в развитии мирового танкостроения были таковы, что уже в самом ближайшем будущем Т-26 мог потерять и последнее свое преимущество – в вооружении, то есть к началу 1940-х годов стать окончательно устаревшим.

В 1938 году начались работы по глубокой модернизации Т-26: на танке появилась новая сварная коническая башня, что усиливало ее противопульную защиту; в днище корпуса стали делать люк-лаз, а поручневую антенну заменили штыревой. Т-26 вооружили новой 45-мм танковой пушкой образца 1938 г., затвор которой допускал ведение стрельбы боеприпасами с электрокапсюльной втулкой. Для ведения прицельной стрельбы пушку со стабилизатором оснастили телескопическим прицелом. В машине поставили два топливных бака общей вместимостью 290 л, что обеспечивало запас хода по топливу до 240 км. В 1939 году была введена подбашенная коробка с наклонными листами, установлены новые жалюзи воздухозаборника с усиленной защитой (для защиты от бутылок с зажигательной смесью – по опыту боев в Испании), изъят пулемет, размещаемый в кормовом листе башни, вместо него смонтирована дополнительная боеукладка на 32 выстрела. Увеличилась мощность двигателя до 97 л. с., поставлены усиленные рессоры. Масса танка достигла 10,25 т. В 1940 году машина претерпела последнюю модернизацию. На части эксплуатировавшихся танков были установлены экраны, а на находящихся в производстве – увеличена толщина броневых листов подбашенной коробки с 15 до 20 мм, применен новый погон башни. Масса танка с экранами превысила 13 т. В 1940 году выпуск танков Т-26 был прекращен. Всего в войска было поставлено около 4 000 машин с конической башней. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны Ленинградский завод № 174 (Обуховский) возобновил в июле 1941 года выпуск Т-26, используя имевшийся задел корпусов, башен и других агрегатов. До своей эвакуации в сентябре того же года завод изготовил порядка 120 танков.

На танк Т-26 образца 1939 года, представленный в нашем музее, нанесена зимняя камуфляжная окраска. Таким образом танки Красной Армии окрашивались в ходе советско-финской войны 1939–1940 гг. и в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

 

Легкий танк Т-26 образца 1939 г.

Тактико-технические характеристики:

Масса: 10,25 т

Экипаж: 3 человека

Бронирование: до 20 мм

Вооружение: 45-мм орудие 20-К, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект: 186 снарядов, 3528 патронов

Двигатель: бензиновый, мощностью 97 л. с.
Максимальная скорость по шоссе: 30 км/час
Запас хода по шоссе: 240 км

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея 

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49