Самокат Peugeot системы Жерара
Первое упоминание о боевом применении велосипеда относится к 1870 году. Тогда, во время франко-прусской войны, из осажденного Парижа на этом транспортном средстве удалось прорваться одному из посыльных. В 1890-е годы велосипедные части были созданы во Франции, Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Китае, Японии…
Согласно требованиям военных ведомств конца XIX века армейский велосипед должен был быть складным и переноситься за плечами, как солдатский ранец. Такую конструкцию создал в 1895 году капитан французской армии Анри Жерар. В 1897 году «Жерара» испытали в России. Комиссия военной приемки отметила малый диаметр колес, значительное время складывания, слабые тормозные системы, излишний вес конструкции. Вскоре недостатки были устранены, и этот велосипед был принят на вооружение Российской армии. В то время в России велосипед назывался «самокат».
Использование велосипедов в армии шло по трем направлениям. Во-первых, для ординарческой службы. Во-вторых, как специальное транспортное средство: перевозка станкового пулемета, боеприпасов, эвакуация раненых. Третий вид использования – средство передвижения ездящей пехоты. По сравнению с передвижением пехоты на лошадях у самокатчиков был целый ряд преимуществ: скорость не ниже, чем у кавалерии, велосипедам не нужен фураж, скрытность передвижения выше, чем у всадника на лошади. Именно такое применение велосипеда в армии оказалось самым востребованным и широко применялось почти полвека.
В 1913 году Главное военно-техническое управление, испытав ряд велосипедов, состоявших на вооружении иностранных армий, выбрало в качестве лучшего французский самокат системы Жерара производства фирмы Peugeot. Попытка приобрести лицензию на их производство у Peugeot завершилась неудачей, так как по договору с изобретателем фирма не имела права продать лицензию. В то время в России разные образцы складных велосипедов производились на фабриках «Дукс» и «Россия», но дело с испытаниями отечественных велосипедов двигалось медленно, и был сделан крупный заказ фирме Peugeot на партию самокатов Жерара. Наибольшее количество «Русских Жераров» было закуплено в 1914 году – 12’000 штук на сумму 1’128’000 рублей. О широком распространении французских самокатов в Русской армии говорит тот факт, что на погонах русских самокатчиков изображен тот самый «Жерар».
Формирование боевых самокатных рот в Российской армии началось в 1915 году. Каждая рота состояла из 5 офицеров и 258 нижних чинов при 286 самокатах (28 запасных) и 2 пулеметах. Самокатчики должны были действовать вместе с конницей в составе авангарда или в разведке. К лету 1916 года в действующей армии было сформировано 20 самокатных рот, через год их число увеличилось до 32. После окончания Первой мировой войны велосипеды широко использовались в Красной Армии.