Прожекторная станция З-15-4 на базе ЗИС-12
В 1934 году на автомобильном заводе ЗИС (Завод им. Сталина г. Москва) под руководством конструктора Е. И. Важинского была разработана длиннобазная низкобортная модификация грузового автомобиля ЗИС-5 – ЗИС-12. От основной модели такая машина отличалась, прежде всего, удлиненной с 3810 до 4420 мм колесной базой. Кроме того, грузовая платформа устанавливалась ниже, ближе к раме грузовика. Создание модификации с удлиненной базой было вызвано желанием иметь автомобиль с большей площадью грузовой платформы для установки на ней различного вооружения и оборудования. ЗИС-12 использовался в качестве шасси для прожекторной установки З-15-4, звукоулавливающей установки ЗТ-2, 25-мм спаренной автоматической зенитной пушки 72-К и некоторого другого вооружения. Всего с 1934 по 1941 год было изготовлено 4’223 автомобиля.
Автомобильная прожекторная станция З-15-4 предназначалась для поиска, обнаружения, освещения и сопровождения в ночное время самолетов противника с целью уничтожения их истребительной авиацией, огнем зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, а также для освещения отдаленных наземных целей, в том числе – для противотанковой обороны. На автомобиле ЗИС-12 устанавливался наиболее распространенный съемный осветительный прожектор закрытого типа З-15-4 (3 – зенитный, 15 – размер линзы 150 см, 4 – мощность в киловаттах) с электродуговой лампой мгновенного зажигания с двумя угольными электродами. Продолжительность горения электродов составляла 75 минут, после чего требовалась их замена. В зависимости от модификации станции световой поток с силой мог выхватывать в ночном небе самолеты противника на высоте от 9 до 12 км. Прожектор монтировался на низкорамной тележке с четырьмя колесами, которая закатывалась на платформу автомобиля и транспортировалась на боевые позиции. Между прожекторной тележкой и кабиной автомобиля помещалась катушка с электрическим кабелем и ручной лебедкой, силовой щит располагался на задней наружной стенке кабины. Боевой расчет станции – 5 человек.
Поиск самолетов противника выполнял прожектор-искатель – прожектор, оборудованный синхронной связью и входящий в систему «Прожзвук»; сопровождение цели до момента ее уничтожения – прожектор-сопроводитель. Две станции-искатели с помощью прожекторов и звукоулавливателя нащупывали, захватывали и затем непрерывно освещали лучом самолет противника до момента уничтожения огнем истребительной авиации или зенитной артиллерии. Луч мог сорваться с самолета, поэтому две другие станции – «сопроводители» подхватывали самолет в перекрестке лучей, высвечивали его, затем в дело вступала зенитная артиллерия. Значение прожекторов в системе ночного ПВО стало постепенно снижаться, когда в войсках появились эффективные радиолокационные станции. Тем не менее, прожектористы успешно провоевали всю войну и сыграли важную роль в битве за Берлин. Самое эффектное применение этих прожекторов состоялось в войсках 1-го Белорусского фронта накануне битвы за Берлин, ночью 16 апреля 1945 года: за три минуты до окончания артподготовки были включены 142 зенитных прожектора. Противник был ослеплен и ошеломлен, и в первые часы атаки фашисты не смогли оказать организованного сопротивления, их передовые порядки были смяты, что позволило практически беспрепятственно советским танкам и пехоте прорвать оборону противника на Зееловских высотах.
Станция З-15-4 производилась в 1938–1942 годах на московском заводе «Прожектор». Всего за это время было изготовлено 15’529 автомобильных прожекторных станций З-15-4.
Прожекторная станция З-15-4 на базе автомобиля ЗИС-12 в нашем музее
История реставрации прожекторной станции З-15-4 на базе автомобиля ЗИС-12