ГАЗ-ААА
ГАЗ-ААА – советский грузовой автомобиль повышенной проходимости. Представлял собой реализацию концепции создания «шестиколесного» автомобиля повышенной проходимости за счет увеличения числа ведущих мостов до двух, таким образом колесная формула автомобиля из 4×2 (ГАЗ-АА) была превращена в 6×4 (ГАЗ-ААА).
В 1932 году в НАТИ был разработан собственный оригинальный трехосный вариант полуторки с червячными главными передачами мостов и демультипликатором. В дальнейшем конструкция ГАЗ-ААА доводилась в КБ спецмашин ГАЗа под руководством Виталия Андреевича Грачева. Серийный выпуск ГАЗ-ААА был освоен в 1934 году и продолжался до июля 1943 года, когда был свернут вследствие больших разрушений ГАЗа германскими бомбардировками.
Конструктивно ГАЗ-ААА представлял собой трехосную модификацию двухосного грузовика ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ, где задний ведущий мост заменялся двухосной тележкой с балансирной подвеской мостов. Связанное с этим увеличение числа колес позволило уменьшить удельное давление от каждого из них на грунт, что позволило повысить проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Грузовик мог преодолевать подъем в 27°. В 1938 году грузовик прошел модернизацию, получив более мощный 50-сильный мотор и ряд других усовершенствований, аналогичных базовой модели ГАЗ-ММ.
Для повышения проходимости на ведущие колеса бронеавтомобилей и спецмашин на базе ГАЗ-ААА одевались быстросъемные вездеходные цепи типа «Оверолл» (входили в штатное оснащение всех средних БА).
Укороченное шасси грузовика ГАЗ-ААА использовалось для производства бронеавтомобилей среднего класса боевой массой 4,8–5,9 т: БА-6 (1936–1938) и БА-10 (1938–1941). Кроме того, на шасси ГАЗ-ААА устанавливалась система реактивного залпового огня БМ-8-48 и самоходная установка СУ-1-12 с 76-мм полковой пушкой.
Масса: 2475 кг
Размеры | |
Длина: | 5335 мм |
Ширина: | 2040 мм |
Высота: | 1970 мм |
Клиренс: | 230 мм |
Колесная база: | 3200 мм |
Грузоподъемность: 2 т на шоссе, 1,5 т на грунте