ГАЗ-61-73 — полноприводный легковой автомобиль с кузовом седан
Автомобиль ГАЗ-61 начали разрабатывать в сентябре 1938 года на Горьковском автомобильном заводе как многоцелевую легковую машину повышенной проходимости. Ведущим конструктором стал Виталий Андреевич Грачев, на тот момент единственный советский конструктор, имевший опыт проектирования внедорожников, а в будущем создатель многих советских гражданских и военных автомобилей.
Для ускорения процесса проектирования и создания опытных образцов В. А. Грачев принял решение заимствовать большинство узлов и механизмов от серийных и опытных советских автомобилей. Подвеску, сцепление, задний мост, электрооборудование, руль, а также шестицилиндровый двигатель Dodge D-5 (на предвоенных серийных автомобилях двигатель Dodge D-5 был заменен на отечественный ГАЗ-11) заимствовали у фаэтона ГАЗ-11-40. Четырехскоростную коробку передач, с вдвое увеличенным силовым диапазоном, взяли у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Передний карданный вал с шарнирами на игольчатых подшипниках заимствовали у автомобиля ЗИС-101. Цельнометаллический кузов типа «седан» скопировали у опытной модели ГАЗ-11-73. Заново проектировать пришлось только ведущий передний мост и раздаточную коробку.
10 июля 1939 года опытный автомобиль ГАЗ-61-40 (фаэтон с американским двигателем Dodge D-5) вышел на заводские испытания. Благодаря приводу на все колеса, большим запасам мощности двигателя, увеличенным передаточным отношением в трансмиссии, покрышкам с профилем «Граунд-Грипп» и поднятой на 150 мм раме новый автомобиль преодолевал на грунте подъемы до 43 градусов. Глубина преодолеваемого брода составляла 82 сантиметра, сухого рва – 90 сантиметров. Автомобиль не застревал даже на размытых осенними дождями грунтовых дорогах и пашне, мог буксировать прицеп весом до 700 кг, уверенно переваливал через бревно диаметром 0,37 м.
Всего автомобилей семейства ГАЗ-61 в 1940–1945 гг. было выпущено: 6 фаэтонов ГАЗ-61-40 (получивших в ходе эксплуатации кузов седан), 194 серийных седана ГАЗ-61-73, два пикапа ГАЗ-61-415 и 36 тягачей ГАЗ-61-417. Практически все машины семейства ГАЗ-61 активно использовались в ходе Великой Отечественной войны в качестве штабных машин для высшего командного состава РККА. Этим автомобилем пользовались маршалы Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, именно во время поездки на ГАЗ-61-73 погиб от осколка снаряда генерал армии И. Д. Черняховский.
Снаряженный вес: 1650 кг
Колесная формула: 4х4
Устанавливаемые серийные двигатели: до августа 1941 г. – ГАЗ-11 (мощностью 76 л. с., далее до 1945 года устанавливался двигатель ГАЗ-М мощностью 50 л. с.).
КПП – четырехступенчатая до августа 1941 г., далее до 1945 г. трехступенчатая, механическая.
Максимальная скорость по шоссе: 107 км/ч
Расход топлива: 15 л на 100 км