Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ
В 1954 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова была начата работа по модернизации бронетранспортера БТР-40 для движения по воде. В ходе конструкторских работ выяснилось, что вносимые изменения в первоначальную конструкцию БТР-40 привели к созданию совершенно новой боевой машины. Под заводским индексом БТР-40П создавался уникальный для своего времени бронеавтомобиль! Опытный образец БТР-40П был изготовлен в 1956 году. Еще через год, в рамках испытаний по преодолению водных преград, опытный бронеавтомобиль успешно переплыл Керченский пролив.
Герметичный корпус БТР-40П был собран из броневых плит толщиной 6–12 мм. Бензиновый шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40 мощностью в 90 л. с. находился в передней части машины. БТР-40П обладал уникальной ходовой частью. Она имела 8 колес разного диаметра. Основные большеразмерные колеса были установлены на два моста и объединены между собой механической системой полного привода. В центральной части машины располагались малые дополнительные колеса. В походном положении они были подняты, но с помощью специальных гидроподъемников они опускались на грунт и помогали основным колесам преодолевать различные препятствия. Для увеличения проходимости они имели индивидуальный механический привод от трансмиссии бронеавтомобиля. Для преодоления водных преград БТР-40П был оборудован водометным движителем. Для маневрирования на воде использовались особые рули, расположенные внутри выходных коллекторов водомета, а также дополнительно применялся поворот основных колес. В итоге радиус поворота на воде составлял всего 1,5 метра. Скорость движения по воде достигала 9 км/ч. Вооружение бронеавтомобиля состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ или ПКТ. Боезапас составлял 1250 патронов.
10 января 1958 года БТР-40П под войсковым индексом бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ была принята на вооружение Советской Армии. До 1966 года на ГАЗе было произведено 10’000 БРДМ разных модификаций, из них более 1’500 машин были проданы в 21 государство Азии и Африки. БРДМ активно применялись в ходе многочисленных локальных вооруженных конфликтов второй половины ХХ века. Например, 6 октября 1973 года, в ходе операции «Бадр», египетские коммандос, используя БРДМ, успешно форсировали Суэцкий канал и сумели захватить ряд израильских передовых позиций. В 1963 году для замены БРДМ была принята на вооружение новая бронированная разведывательно-дозорная машина, созданная на базе БРДМ: она получила наименование БРДМ-2.
На БРДМ, представленной в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машинам, принимавшим участие в операции «Дунай» в 1968 году в Чехословакии.
Тактико-технические характеристики БРДМ
Боевая масса: 5600 кг
Бронирование: противопульное
Вооружение: 7,62-мм пулемет
Двигатель: карбюраторный, мощностью 90 л. с.
Максимальная скорость: до 80 км/ч
Экипаж: 2 человека + 3 десантника