Бронеавтомобиль БА-64Б
В июле 1941 на базе легкового армейского внедорожника ГАЗ-64 началась разработка компактных разведывательных пулеметных бронеавтомобилей БА-64. 14 марта 1942 бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение РККА. Всего было выпущено 8 174 бронеавтомобилей БА-64. В ходе боевого применения в конструкции БА-64 были выявлены существенные недостатки: слабое вооружение, тонкая броня, перегрев мотора и узкая колея, приводящая к опрокидыванию машины на поворотах.
Для преодоления недостатков БА-64 конструкторским коллективом Горьковского автозавода под руководством В. А. Грачева было принято решение создать модифицированный бронеавтомобиль на базе армейского внедорожника ГАЗ-67. Новый бронеавтомобиль получил название БА-64Б. От своего предшественника он взял вооружение и компоновку, но обладал более широкой колеей (1 446 мм), что уменьшило опрокидываемость машины. Также БА-64Б имел усиленное бронирование кормы и улучшенную систему вентиляции двигателя. Возросшая до 2 425 кг масса машины потребовала форсировать двигатель до 54 л. с. и установить усиленную подвеску (4 гидроамортизатора на передней оси).
Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны, ГАЗ должен был с 25 мая 1943 перейти на выпуск БА-64Б, однако из-за последствий вражеских авианалетов выпуск БА-64Б начался только в августе 1943. До 1946 было собрано 5 209 данных бронеавтомобилей.
В РККА БА-64Б использовался как бронеавтомобиль разведки, корректировки артогня, машины связи и сопровождения колонн. При ведении боевых действий в городских условиях БА-64Б применялся как средство подавления огневых точек, снайперов и гранатометчиков противника, расположенных на верхних этажах и крышах высотных зданий. Особенно активно БА-64Б применялся в боях на улицах Берлина в апреле – мае 1945.
Также БА-64Б серийно ставился на железнодорожный ход, превращаясь в бронедрезину БА-64В со стальными полноразмерными профилированными колесами, и локомобиль БА-64Г, который приводился в движение штатными резиновыми колесами, одновременно удерживаясь на рельсах с помощью небольших роликов. Бронеавтомобили БА-64Б на железнодорожном ходу входили в состав многих бронепоездов.
После 1945 года оставшиеся в Советской Армии БА-64Б использовались до середины 1950-х годов как учебные машины. Некоторое количество бронеавтомобилей было передано армиям ГДР, Югославии, КНР и КНДР.
На бронеавтомобиле БА-64Б, представленном в нашем музее, нанесены тактические знаки, соответствующие машине из состава разведывательного батальона 1-го гвардейского механизированного корпуса, Вена, апрель – май 1945 года.
Основные тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-64Б
Боевая масса: 2 425 кг
Бронирование дифференцированное, с рациональными углами наклона от 15 мм до 6 мм.
Вооружение: 7,62 мм пулемет ДТ
Двигатель: ГАЗ М-1
Мощность двигателя: 54 л. с.
Движение по шоссе: на пустотелых шинах до 80 км/ч; на боевых шинах (гусматик) до 40 км/ч. Запас хода по шоссе – 450 км.
Движение по проселку до 30 км/ч. Запас хода по проселку – 330 км.
Экипаж: 2 человека
Источники:
- Коломиец М. В. Броня на колесах. Москва, «Эксмо», 2007
- Кочнев Е. Д. Автомобили Красной Армии 1918–1945 гг. Москва, 2009