Средний бронеавтомобиль БА-10

В конце 1936 года в конструкторском бюро Ижорского завода (Ленинград) на базе бронеавтомобиля БА-6 был создан опытный средний бронеавтомобиль БА-6М, впоследствии получивший название БА-10. В качестве «автомобильной основы» БА-10 использовалась измененная ходовая часть грузового трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, двигатель был взят от легкового автомобиля ГАЗ М-1. Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъемные гусеничные цепи типа «Оверолл», надеваемые при необходимости на задние ведущие колеса. Кроме того, преодолевать неровности помогали установленные с каждого борта свободно вращающиеся запасные колеса. Башня БА-10 оснащалась 45-мм танковым орудием, также бронеавтомобиль был вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ДТ. Броневой корпус с толщиной брони до 10-мм обеспечивал противопульную защиту экипажа. Рациями комплектовались около 60% машин.

В отличие от БА-6, новый броневик БА-10 имел: новую коническую броневую башню, укороченную на 600-мм раму, усиленную переднюю ось с гидравлическими амортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии. Фары и ступицы передних колес прикрывались специальными броневыми колпаками. В процессе производства в конструкцию БА-10 постоянно вносили изменения. Существовали следующие машины: БА-10, БА-10А, БА-10М, БА-10ЖД. Модификация БА-10М имела наружные бензобаки на крыльевых полках, усиленную бронезащиту передней пулеметной установки, а также более мощную радиостанцию 71-ТК-3. Модификация БА-10ЖД могла передвигаться по железнодорожным путям с помощью сменных железнодорожных колес, надеваемых на переднюю и заднюю ось. Всего с января 1938 года по ноябрь 1941 года на Ижорском заводе, заводе Дробильно-размолочного оборудования (Выкса) и заводе № 189 (Ленинград) было выпущено 3’414 бронеавтомобилей БА-10 всех модификаций. БА-10 был самым массовым советским средним бронеавтомобилем.

Бронеавтомобили БА-10 поступали в подразделения разведки и связи танковых соединений, отдельные автоброневые батальоны и мотоброневые бригады. БА-10 успешно использовались летом 1939 года в боях с японской армией на реке Халхин-Гол. В начальный период Великой Отечественной войны бронеавтомобили БА-10 широко применялись в боях с немецко-фашистскими захватчиками. К концу 1941 года большинство БА-10 погибли в боях. К недостаткам машины относилась их недостаточная проходимость, слабая бронезащита. С декабря 1941 года производство этих машин было прекращено. В 1945 году в составе войск Дальневосточного и Забайкальского фронтов числилось 122 бронеавтомобиля БА-10. Около 30 бронемашин приняли участие в советско-японской войне 1945 года в Маньчжурской наступательной операции.

 

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля БА-10

Боевая масса: около 5140 кг

Двигатель: бензиновый М-1, мощность 50 л. с.

Скорость: по шоссе на шинах ГК до 40 км/ч,
по пересеченной местности до 20 км/ч

Бронезащита: противопульная, толщина брони до 10 мм

Вооружение: 45-мм пушка, два 7,62-мм пулемета ДТ

Экипаж: 4 человека

Запас хода: по шоссе – 300 км, по проселочной дороге – 200 км

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49