Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-85
В 1946 году, сразу после Великой Отечественной войны, воздушно-десантные войска были переведены в прямое подчинение министру обороны СССР. ВДВ стали элитными мобильными частями постоянной боевой готовности. Ставившиеся перед ВДВ задачи требовали развития их вооружения. В первый послевоенный период одной из наиболее серьезных проблем для ВДВ была их недостаточная противотанковая стойкость. Отечественная промышленность стала выпускать специально для десантников вооружение, допускающее перевозку его транспортными самолетами и десантирование на парашютах. Первой штатной самоходной противотанковой пушкой советских ВДВ являлась АСУ-57, появившаяся в войсках в 1951 году. Со временем стало понятно, что, с одной стороны, боевые возможности 57-мм орудия стали недостаточными и броневая защищенность АСУ-57 была минимальной, а с другой стороны, развитие транспортной авиации позволяло использовать в ВДВ более тяжелую машину.
В связи с этим в 1951 году на Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) приступили к разработке проекта новой самоходной артиллерийской установки, работами руководил Н. А. Астров. Первоначально для проектируемой самоходки предполагалось использовать механизмы и узлы легкого плавающего танка ПТ-76, но от правительства СССР прозвучало требование широкого применения автомобильных агрегатов, поэтому в качестве двигателя был взят автомобильный дизель ЯМЗ-206В. Основным вооружением была мощная 85-мм пушка. На дистанции 2 км бронебойный снаряд пробивал броню толщиной 53 мм, а кумулятивный снаряд – 150 мм. Для корпуса использовались катаные броневые листы, установленные под рациональными углами наклона, что обеспечивало защиту экипажа от бронебойных снарядов среднего и малого калибра. Хотя машина разрабатывалась на базе плавающего танка, САУ не плавает, но может преодолевать броды глубиной до 1,1 м.
В августе 1958 года машина была принята на вооружение Советской Армии. Серийное производство самоходки, получившей обозначение СУ-85, началось в 1959 году. Установка предназначалась для сопровождения танковых и мотострелковых подразделений, а также для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных войск. В ВДВ машины поступали под обозначением АСУ-85 (буква «А» расшифровывалась как «авиадесантная»). Серийно самоходка производилась на ММЗ в 1959–1966 годах. За этот период выпустили немногим более 500 штук. В 1970-е годы АСУ-85 модернизировали: на крыше боевого отделения появилась командирская башенка с перископическим прибором наблюдения и орудийной панорамой, был установлен зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ. Самоходка могла перевозиться военно-транспортными самолетами и десантироваться при помощи специальных парашютных систем. После выгрузки машина переводилась в боевое положение из походного и наоборот в течение 1–1,5 минут. АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте («шестидневная война», 1967 год), во время подавления путча в Чехословакии (операция «Дунай», 1968 год), а также в начальный период Афганской войны (1979–1989 годы).
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса: 15,5 т
Экипаж: 4 человека
Бронирование: до 45 мм
Вооружение: 85-мм пушка 2А15, 12,7-мм пулемет ДШКМ, 7,62-мм пулемет СГМТ
Боекомплект пушки: 39 снарядов
Дальность стрельбы: до 10 км
Скорость: до 45 км/ч
Запас хода: до 360 км