Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-57

С момента создания воздушно-десантных войск (1930-е годы) остро стоял вопрос вооружения десантников тяжелой техникой с целью повышения боевой мощи десанта. В конце 1930-х годов на вооружение брались танкетки Т-27 и малые танки Т-37. На основе опыта Великой Отечественной войны было принято решение разработать специальную машину, которая могла бы перевозиться самолетами и десантироваться на парашюте и решала задачи борьбы с танками противника и непосредственной артиллерийской поддержки десантников. Легкая авиадесантная артиллерийская установка класса противотанковых самоходных артиллерийских установок (САУ) была разработана конструкторским бюро № 40 Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) под руководством главного конструктора по направлению бронетехники Н. А. Астрова в 1948 году для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей.

Вооружение АСУ-57 состояло из 57-мм полуавтоматической пушки Ч-51, спроектированной в 1948–1950 годах ОКБЛ-46 завода № 106 под руководством Е. Чарнко и имевшей баллистику противотанкового орудия ЗИС-2. Противопульная броневая защита корпуса изготавливалась из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и клепкой. За счет небольшого размера и массы машины конструкторам удалось применить на ней двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа». АСУ-57 стала первым серийным образцом бронетанкового вооружения для укомплектования частей и подразделений воздушно-десантных войск (ВДВ) и долгое время оставалась их основным видом бронетехники. 19 сентября 1951 года АСУ-57 была принята на вооружение Советской Армии. Серийное производство самоходной установки осуществлялось до 1962 года, было выпущено порядка 350–400 единиц.

С начала поступления в войска АСУ-57 использовались во всех крупных учениях воздушно-десантных войск и исследованиях в области применения авиадесантной бронетехники. АСУ-57 стала одним из первых шагов на пути преобразования и развития советских ВДВ. Впервые АСУ-57 была публично продемонстрирована 1 мая 1957 года на параде на Красной площади в Москве. Помимо производства для собственных вооруженных сил, АСУ-57 поставлялись в Польшу и ГДР. В 1968 году самоходная установка использовалась при вводе советских войск в Чехословакию.

По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в середине 1980-х годов. После снятия с вооружения часть АСУ-57 использовалась в качестве учебных машин, а часть – была переоборудована в невооруженные тягачи.

Представленная в нашем музее АСУ-57 находится в Танковом корпусе.


Тактико-технические характеристики АСУ-57

Боевая масса: 3,35 т

Экипаж: 3 человека

Бронирование: до 6 мм

Вооружение: 57-мм пушка Ч-51 (Ч-51М)
Боекомплект пушки: 30 снарядов
Дальность стрельбы: до 6 км

Скорость: до 45 км/ч
Запас хода: до 250 км

Бронетехника, тягачи

Все экспонаты музея

Схема проезда
   +7 (929)  661 18 49